-
12 Марта 2022г.ГИБДД опубликовало статистику по сдаче экзаменов
-
07 Марта 2022г.В автошколах предложили ввести экстремальное вождение
-
16 Февраля 2022г.Стали известны новые штрафы с марта этого года
- 31 Октября 2016г.
С 11 августа 2014 года в России вступили в действие новые правила, которым должны соответствовать все автошколы страны. В соответствии с ними возможность осуществлять свою деятельность имеют только те, которые смогут обеспечить необходимый уровень теоретической и практической подготовки, а так же, необходимую материально-техническую и преподавательскую базу. Основные требования к автошколам изменились. Это касается как оборудования для изучения теоретической части, так и закрытой площадки (автодрома). В связи с проводимыми реформами, у директоров и сотрудников автообразовательных учреждений возникает много неясностей по поводу новых требований и соответствии учебно-материальной базы.
Главными документами, которыми нужно руководствоваться, являются приказы Минобрнауки РФ: приказ от 26.12.2013 №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и приказ №486 от 12.05.2015 г. «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (примерные программы переподготовки водителей с одних категорий и подкатегорий на другие). В приказах установлены условия реализации примерных программ подготовки и переподготовки водителей, которые включают в себя организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям. В соответствии с этими условиями автошкола разрабатывает свою программу подготовки водителей, которую и представляет затем в Госавтоинспекцию для получения положительного заключения. На основе примерных программ автошкола имеет право разработать программы подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Материально-техническая оснащенность автошколы обязательно должна соответствовать следующему минимуму: материально-технические средства обучения (TCO); аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств обучающихся (АПК); автомобильные тренажеры первичного освоения навыков вождения; учебные автотранспортные средства. Подробнее остановимся на каждом пункте.
Технические средства обучения – электронные и механические устройства, которые обеспечивают наглядное обучение соответствующим предметам: компьютеры с соответствующим программным обеспечением и средства отображения информации (проектор или большой монитор с возможностью вывода учебных материалов с компьютера или других обучающих устройств, различные запоминающие устройства, необходимое программное обеспечение для осуществления учебного процесса). Согласно новым правилам автошкола в обязательном порядке должна иметь в числе своего обучающего оборудования специальные манекены, на которых должны отрабатываться методы и приемы оказания первой медицинской помощи, тренажеры вождения (симуляторы), магнитно-маркерную доску и доску со схемой населенного пункта. На стенде, расположенном в заметном месте должны располагаться материалы с учебными планами, копиями свидетельства о регистрации, другими разрешительными и регистрационными документами, а также книга жалоб и предложений.
Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств обучающихся предназначены для обеспечения оценки и возможности повышения уровня психофизиологических качеств, необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формирования навыков саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования. АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя: психофизиологических (оценка готовности к психофизиологическому тестированию, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности, скорость формирования психомоторных навыков, оценка моторной согласованности действий рук); свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость). АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе и тренировке свойств внимания (концентрации, распределения). Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать защиту персональных данных.
Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения; отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве и пристегивания ремнем безопасности; ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами; отработку приемов управления транспортным средством.
У автошколы должно быть достаточное количество исправного учебного транспорта соответствующих категорий для ведения образовательного процесса. Транспортные средства должны быть оборудованы видеорегистраторами, а также отдельным комплектом оборудования для инструктора, дублирующим и контролирующим действия ученика, иметь предупредительный знак «Учебное транспортное средство». В случае обучения вождению лиц с ограниченными возможностями такие автомобили должны быть оборудованы средствами ручного или другого управления, предусмотренных для таких лиц.
Минимальные требования включают в себя наличие автодрома площадью не менее 0,24 гектара. Закрытая площадка должна иметь все необходимые атрибуты для выполнения практических упражнений. В целях имитации реальных условий движения на ней должны быть размещены учебные перекрестки, в том числе автоматизированный, и пешеходные переходы, железнодорожный переезд и знаки дорожного движения. На площадке должно быть твердое, ровное, однородное асфальтобетонное или цементобетонное покрытие с нанесенной на него технической разметкой и другие средства организации движения (конусы, разметочные стойки, стержневые вехи и т.д.). Площадка должна иметь ограждение, которое будет препятствовать движению по ней посторонних ТС и пешеходов. Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается. В целях обеспечения безопасности движения коэффициент сцепления покрытия (в том числе наклонного участка) должен составлять не менее 0,4. В зоне движения транспортных средств не допускается размещение посторонних предметов. В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 люксов. При обучении вождению на транспортных средствах категории «А» – необходимо иметь закрытые выделенные площадки, отделенные от автотранспорта.
Автошколы обязаны иметь комплект учебных пособий для занятий: методички, плакаты, видеофильмы. Также в наличии должны быть: программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, согласованная с Госавтоинспекцией; учебный план; календарный учебный график (на каждую учебную группу); расписание занятий (на каждую учебную группу); график учебного вождения (на каждую учебную группу); утвержденные схемы учебных маршрутов; книга жалоб и предложений. Согласно российскому законодательству образовательные организации, в том числе и автошколы, должны иметь свои интернет-сайты. На официальном сайте автошколы должна размещаться оценка состояния учебно-материальной базы по результатам самообследования, проведённого организацией.
У всех автошкол должна быть лицензия на образовательную деятельность, а также заключение от ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. После подачи автошколой необходимых документов сотрудники Госавтоинспекции проводят обследование учебно-материальной базы на предмет её соответствия установленным требованиям. Результаты обследования оформляются актом по установленной форме. Принятие решения о согласовании и о выдаче заключения или же об отказе принимается в срок до одного месяца с даты регистрации заявления. Визу о согласовании ставит руководитель Госавтоинспекции. При проверке соответствия учебно-материальной базы допускается подача документов на одну и ту же закрытую площадку разными автошколами, но при этом проверяется расписание занятий по вождению. Совпадение расписания занятий на автодроме недопустимо.
Срок действия заключения ограничивается сроком действия правоустанавливающих документов, которые подтверждают наличие у организации на праве собственности или ином законном основании оборудованных учебных кабинетов, закрытых площадок или автодромов (договор аренды, свидетельство о государственной регистрации права собственности и т.д.). Таким образом, срок действия этого документа равен сроку действий заключения. Если сроки действия правоустанавливающих документов на учебные кабинеты и на закрытые площадки, автодромы различаются, то в заключении указывается срок действия заключения по каждому адресу осуществления образовательной деятельности. В случае если объекты недвижимости находятся в собственности или на основании иных документов, не имеющих срока действия, или заключённых на неопределённый срок, то заключение выдаётся без указания срока действия. При утере или порче согласованных программ или заключения ГИБДД можно подать заявление о выдаче дубликатов, которые оформляются в трёхдневный срок.
Согласно правилам лицензирования автошкола должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие своей базы новым учебным программам. Поэтому продолжение деятельности автошколы при отсутствии такого заключение — грубое нарушение лицензионных требований и условий. За это предусмотрена административная и уголовная ответственность. Учебное заведение несет юридическую ответственность за осуществление деятельности без лицензии или при нарушении порядка лицензии.
Об оборудовании учебных классов «Союз автошкол» уже рассказывал. Это статья довольно немалых расходов для владельцев автообразовательных учреждений. Организация обучения в автошколах требует серьезного подхода и имеет свои особенности и нюансы, сложности и препятствия. Но нужно подойти к разработке и выполнению каждого этапа грамотно. Главное — выдерживать уровень качества оказываемых услуг, дисциплину в коллективе и соблюдать все законодательные нормы.