Получайте
новости первыми

  • 27 Октября 2016г.
  • «Союз автошкол» объясняет что такое медкомиссия, зачем она нужна и как её пройти

voditelskaya-medkomissiyaСегодня невозможно получить водительское удостоверение без прохождения медкомиссии. Будущий автомобилист должен быть здоровым, чтобы управлять машиной, обеспечивая безопасность, как свою, так и окружающих. Водительская медкомиссия – это обязательная медицинская процедура для всех желающих управлять транспортным средством, итогом которой является получение заключения врачей об общем состоянии здоровья и об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством определенной категории.

Такая справка необходима в первую очередь тем, кто проходит обучение вождению или уже сдает экзамен на право управления авто. По истечению срока действия или утере прав, для открытия новых категорий, замены водительского удостоверения, а также при получении международных прав тоже потребуется прохождение медкомиссии. Если водитель был лишен прав, для их возврата ему потребуется пройти медкомиссию только в том случае, если его лишали прав за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения или в случае отказа от прохождения освидетельствования. Также к врачам придется наведаться и тем, кто попал под уголовную статью, был лишен права заниматься определенной деятельностью (управления транспортным средством).

Сама идея медкомиссии была создана для снижения риска на дороге и минимизации возникновения опасных ситуаций. Еще совсем недавно прохождение медкомиссии при обучении вождению было весьма, так скажем, трудоемким делом, а именно затратным по времени. Новый порядок проведения медицинского освидетельствования водителей для допуска к управлению транспортными средствами вступил в силу 26 марта 2016 года. Теперь медицинское освидетельствование водителей или кандидатов в водители разрешено проводить как в государственных медицинских учреждениях, так и в частных медицинских клиниках, при наличии соответствующей лицензии на этот вид деятельности. По результатам прохождения медкомиссии выдается справка единого образца, действующая на всей территории России.

Новая форма водительской медицинской справки (831Н) начала выдаваться с 1 июля 2016 года. Справка имеет высокую степень защиты и относится к категории документов строгой отчетности. Старые бланки медицинских справок будут действовать до 1 июля 2017 года. Срок действия медицинской справки — 2 года. Для водителей, занимающихся профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год и лиц которые имеют определённые заболевания – один год. Водителям-профессионалам, то есть тем, кто работает за рулем, придется посещать врачей чаще. Для них предусмотрено предварительное освидетельствование при устройстве на работу. Периодическое освидетельствование – не реже одного раза в два года, а также предрейсовый и послерейсовый осмотры. Предрейсовый осмотр не предусмотрен для тех водителей, которые работают в экстренных оперативных службах и чья работа связана с выездом по вызовам, то есть водители органов полиции, скорой помощи, пожарные. Послерейсовый осмотр должны проходить водители, чья работа связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов.

Для того чтобы пройти медкомиссию, требуется определенный пакет документов. Это паспорт, медицинская книжка или выписка из истории болезни, военный билет (для военнообязанных), две фотографии на матовой бумаге размером 3х4 и водительское удостоверение (при наличии).

Для первичного получения, обмена водительских прав или возврата после лишения, категорий “М”, “А”, “А1”, “В”, В1″, “ВЕ” водители проходят осмотр врача-терапевта, офтальмолога, лора, невролога, психиатра и нарколога. Осмотр врача-психиатра и врача психиатра-нарколога осуществляется по месту регистрации водителя или кандидата в водители только в государственных медицинских учреждениях. Для категорий “С”, “D”, “СЕ”, “DE”, “Tm”, “Тb” и подкатегорий “С1”, “D1”, “С1Е”, “D1E”, помимо этих врачей, обязательно нужно пройти электроэнцефалографию головы (ЭЭГ). Женщин дополнительно осматривает гинеколог. Необходимо учитывать, что в некоторых случаях кандидата могут направить на дополнительное обследование (например, ЭКГ), которое, в зависимости от оснащенности учреждения, будет проводиться либо на месте, либо в поликлинике по месту жительства.

Основное внимание уделяют зрению будущего водителя. При плохом зрении в справке будет сделана пометка, что вождение разрешается только в очках или в контактных линзах. Существует три варианта такой отметки: «очки обязательны», «линзы обязательны», «очки или линзы обязательны». Водитель имеет право управлять ТС, только пользуясь средством коррекции зрения, указанным в правах. Если кандидат в водители планирует ездить и в очках, и в линзах, необходимо сообщить об этом офтальмологу и пройти осмотр с использованием двух средств для коррекции зрения.

Медсправка не выдается при грубых нарушениях слуха, при заболеваниях органов зрения, некоторых соматических болезнях и заболеваниях эндокринной системы, сильном отставании в физическом развитии, грубой приобретенной или врожденной патологии конечностей, при различных припадках, выраженной гипертонии, в случае болезней сосудов и сердца, при психических заболеваниях, алкоголизме и наркомании. Медицинское заключение не может быть выдано также в том случае, если освидетельствуемый отказывается от прохождения хотя бы одного специалиста.

В некоторых случаях инвалидам выдается медицинская справка с обязательной пометкой «глухонемой водитель», «спецзнак обязателен» или «ручное управление». Водители, имеющие ограничения по состоянию здоровья, должны всегда иметь с собой справку, если в их правах стоит специальная отметка «медицинская справка обязательна». В остальных случаях возить ее с собой не обязательно.

В последнее время об этой теме говорят много. В частности, усилить медицинский контроль за водителями предлагается с помощью создания единой базы данных, к которой будет иметь доступ и ГИБДД. Одна из главных проблем на данный момент – отсутствие взаимодействия в этой сфере между МВД и Минздравом. ГИБДД принимает водительские справки, кем бы они ни были выданы. Решить проблему помогла бы единая база данных, к которой ГИБДД имела бы доступ. Инспектор смог бы убедиться, что будущий водитель действительно проходил медкомиссию в лицензированном заведении. Более того, доступ к базе позволил бы строго отслеживать соблюдение требований по прохождению медкомиссии в установленные сроки.

Система и структура медицинского освидетельствования водителей для допуска к управлению транспортными средствами была обсуждена на Круглом столе «Итоги двух лет реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами в России. Влияние текущего уровня обучения начинающих водителей на безопасность дорожного движения», который прошел в сентябре 2016 в Московской Городской Думе. Проблему выдачи фиктивных медицинских справок затронул представитель Ассоциации частных медицинских центров Альберт Ханов.

«В Москве сложилась буквально катастрофическая ситуация с незаконной выдачей выездными медицинскими комиссиями медзаключений, которые затем предъявляются в ГИБДД для получения водительских удостоверений. Несмотря на то, что освидетельствование должно проводиться только по адресу, указанному в лицензии, группы врачей организуют «летучие отряды» и разъезжают по автошколам. По оценке нашей ассоциации, такое происходит в 150—180 школах Москвы. И процесс этот практически неконтролируем: водители могут быть психически и физически нездоровыми, состоять на учете в районных диспансерах с диагнозом «алкоголизм» или «наркомания» и представлять реальную угрозу на дороге. Ассоциация располагает результатами общественного контроля и готова предоставить соответствующие документы в МВД, Прокуратуру и Департамент образования», — разъяснил он.

Председатель правления «Союза автошкол» Александр Ачкасов рассказал о намерении создать для всех автошкол – участников ассоциации единый крупный медицинский центр, где будут открыты кабинеты представителей психоневрологического и наркологического диспансеров.

«Водительская медкомиссия является важным этапом при получении разрешения на управления автотранспортным средством, где устанавливается соответствие психического и физического состояния будущего водителя определенным нормам. Вождение автомобиля связано с определенным риском для себя и для окружающих людей, поэтому прохождение водительской комиссии является не формальностью, а своеобразной  обязанностью каждого человека, который планирует водить автомобиль», – подытожил Александр Ачкасов.