Получайте
новости первыми

  • 16 Октября 2016г.
  • «Союз автошкол» обратил внимание на излишнюю самоуверенность начинающих водителей

nachinajushui_voditelВ ходе проведённого исследования 93% автовладельцев, недавно получивших права, заявили, что их навыки вождения выше среднего.

Итак, что же чувствуют и как управляют машиной молодые водители? Особенно остро чувствуется отсутствие инструктора рядом в первое время. Тот, кто прошел через это может считать, что худшее уже позади. У некоторых через тысячу, у некоторых через 1,5 тыс. км вырабатывается автоматизм, однако навыки за рулем еще не устойчивы, полностью не освоены, координация движений требует полной сосредоточенности внимания. Первые самостоятельные поездки переживаются многими очень болезненно. У начинающего водителя обычно возникает чувство напряжения, робости и страха. Всё это может привести к нежеланию ездить. Психологи называют это состояние отвращением. В условиях дорожного движения на нервную систему водителей оказывает воздействие огромное количество факторов.

У многих возникает вопрос, до каких пор человек за рулем считается новичком. Зарубежные психологи выделили несколько этапов поведения. На первом этапе существует преодоление чувства постоянного присутствия опасности. Это первые дни, иногда недели вождения, эта стадия требует большого психического напряжения. На втором этапе происходит переоценка безопасности. Здесь чувство опасности принижено, по сравнению с реальностью. Такой водитель ведет автомобиль в более рискованной манере для себя и окружающих. Этот этап считается наиболее опасным и может длиться до 4 тыс. км. пробега. На третьем этапе наступает объективная оценка опасности (от 4 до 100 тыс. км. пробега). На этом этапе проявляются навыки, приобретенные в результате всего опыта вождения, что помогает не забывать об опасностях на дороге. И, наконец, 4 этап – снижение чувства безопасности (соответствует, примерно, 100 тыс. км. пробега и периоду после 3 – 4 лет вождения). Высокий уровень профессионализма может сыграть негативную роль, притупить бдительность и привести к потере осторожности. На безопасность движения влияет не только опыт вождения, но и качества, связанные с психологией самих водителей.

Тем временем, количество ДТП на дорогах столицы с участием молодых водителей сократилось на 23% за девять месяцев 2016 г. Об этом в ходе круглого стола в Мосгордуме сообщил начальник отдела центра регистрационно-экзаменационной работы технического надзора и учета автомототранспортных средств управления ГИБДД МВД России по Москве Анатолий Мисенко.

«У нас вопрос безопасности дорожного движения стоит на первом месте. Мы посмотрели статистику дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей. У нас в прошлом году было достаточно серьезное снижение, в этом году за восемь месяцев снижение продолжается. У нас получается, что на 23% сократилось число ДТП в этом году, на 38% – число погибших в ДТП, и 38 ДТП у нас совершили выпускники автошкол в состоянии алкогольного опьянения. Достаточно серьезное снижение. Мы надеемся, что в этом и есть наша заслуга», – подчеркнул он.

Многие из тех, кто совсем недавно получил права, продолжают провоцировать столкновения, не проявляя должной внимательности и осторожности. На первое место у молодых начинающих водителей, безусловно, выходит превышение скорости, которое также является недооценкой объективно существующих опасностей. Несоблюдение скоростного режима по-прежнему является одним из основных нарушений в этой категории. Вождение в нетрезвом виде остается распространенной причиной ДТП, в которые попадают водители со стажем до трех лет. 43% начинающих водителей успевают переписываться в социальных сетях, а еще 11% – смотреть видео.

Порядка 68% начинающих водителей мужского пола чувствуют себя на дороге уверенно, в отличие от девушек. Молодые люди также более склонны к агрессивному вождению, чаще превышают скорость, больше пользуются смартфонами на ходу и нередко садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. 16% молодых водителей не пристегиваются за рулем, а 54% не соблюдают всех правил дорожного и безопасного вождения.

Напомним, в России могут ввести ряд ограничений для водителей со стажем до двух лет. С такой инициативой ранее выступил руководитель рабочей группы по безопасности дорожного движения при комиссии по безопасности Мосгордумы Евгений Скворцов. Для начинающих водителей предлагают ввести дополнительные ограничения скорости при движении по улицам и магистралям, а также ограничить количество пассажиров до одного человека. Такие меры объясняются желанием повысить уровень безопасности на дорогах страны.

«На сегодняшний день законодательно предусмотрено лишь одно ограничение для водителей со стажем управления транспортным средством до двух лет. Это наличие специального знака, но наказание за его отсутствие не предусмотрено. Мы предлагаем наполнить понятие «начинающий водитель» реальным содержанием и ввести ограничения для этой категории граждан: максимальная скорость передвижения, ограничение по количеству пассажиров до одного человека и ограничение по езде по автомагистралям и скоростным участкам платных дорог», – пояснил Скворцов.

В общественном консультативном Совете политических партий при Мосгордуме также планируют внести на рассмотрение столичного парламента предложение о введении на территории Москвы запрета для автомобилистов со стажем вождения менее трех лет управлять автомобилями с высокой мощностью двигателя.

«Я хочу предложить вопрос на будущую работу. Вопрос о возможности ограничения управления транспортными средствами высокой мощности для лиц, которые не имеют достаточно большого водительского стажа. Это связано с тем, что молодежь получает права и сразу садится на высокоскоростные спортивные автомобили и совершает большое количество ДТП, в том числе с наездами на пешеходов, с человеческими жертвами», – сообщила член совета Людмила Айвар.

Под ограничение могут попасть автомобилисты со стажем вождения сроком менее трех лет, но данный вопрос будет обсуждаться. В настоящее время еще не определен четкий уровень стажа, при котором водителям нельзя будет садиться за руль мощных автомобилей. Рассматриваются два варианта — запрет при стаже менее года или при стаже меньше трех лет.

«А потом, по истечении трех лет, можно управлять автомобилем с высокой мощностью», — добавила Айвар.

Кроме этого, ГИБДД предлагает запретить автовладельцам, чей водительский стаж составляет менее двух лет, ездить со скоростью более 70 км в час. Также в ведомстве считают, что новичкам следует запретить перевозить на машине тяжелые грузы, буксировать другие транспортные средства, а также находиться за рулем мотоцикла с пассажирами.

О влиянии возраста на качество вождения говорят давно. Статистика показывает, что вероятность ДТП для начинающих водителей в 1,6 раза выше, чем для водителей, стаж которых более 4 лет. Водители моложе 25 лет наиболее подвержены ДТП. Чаще всего у них встречаются такие действия, как срезания кривых, движение в левом ряду при наличии свободного правого ряда, движение по встречной полосе, недооценка ситуации и вследствие этого ДТП и стресс. Роль человеческого фактора в аварийности с годами возрастает, в то время, как технического – понижается.

«До 21 года чувства опасности, чувства того, что человек может умереть, нет», – отметил главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по психиатрии Зураб Кекелидзе.

В связи с этим в ведомстве считают, что возраст получения автомобильных прав необходимо поднять до 21 года. В настоящее время в РФ возраст получения водительского удостоверения категорий «В» (легковые автомобили), «С» (грузовые автомобили) – 18 лет. С 16 лет возможно получение прав категорий «А1» (мотоциклы с двигателями небольшого объема) и «М» (мопеды).

«Союз автошкол» советует прививать всем новичкам выработку профессионально важных качеств водителя ещё с автошкольной скамьи. Первостепенное значение, на дороге, приобретает внимание. Во-вторых, это эмоциональная устойчивость, под которой понимается способность сохранять самообладание и работоспособность в стрессовых ситуациях. В третьих, это координация движений, взаимосвязь между воспринимаемыми сигналами и двигательной реакцией на них. В четвертых, это темперамент. Известно, что уравновешенный и спокойный человек ведет машину лучше и безопаснее, чем вспыльчивый. Все эти качества существенно влияют на безопасность и безошибочность вождения.