Получайте
новости первыми

  • 27 Сентября 2016г.
  • В каком возрасте лучше всего получать права? «Союз автошкол» выяснил.

Многих современных юношей и девушек интересует вопрос, во сколько лет можно получить право на управление автомобилем. По мнению специалистов, самый лучший возраст для получения водительских прав — это 18 лет. Но обо всем по порядку.

Итак, с какого возраста можно изучать теорию? На изучение теории никаких ограничений не накладывается. Правила дорожного движения можно изучать с самого детства, и это изучение, в раннем возрасте, всячески приветствуется. Участники детско-юношеских праздников ПДД «Союза автошкол» в Кузьминках, Люблино, Жулебино демонстрируют вполне приличные знания Правил! Ведь Правила пригодятся всегда, а грамотное поведение на дороге убережет от многих неприятностей.

Вопрос начала познания практических азов вождения регламентируется пунктом 21.4 ПДД: Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет. К управлению мопедами (категория «М») и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров – категория «А1») допускаются лица, достигшие 16 лет. Получить водительские права с 16 лет на сегодняшний день возможно только для категорий «А1» и «М». Сдать на права на мотоцикл и получить водительское удостоверение можно только в 18 лет. Штраф за отсутствие прав управления мотоциклом категории «А» составляет 5 000 – 15 000 рублей.

Управлять легковыми автомобилями позволяют права категории «B». Обучаться на эту категорию можно начать с 16 лет. Независимо от того, в каком возрасте происходила сдача квалификационного экзамена, возраст получения водительского удостоверения на руки остается неизменным – 18 лет. Для того чтобы приобрести водительское удостоверение на право управления автомобилем, нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамены. В зависимости от категории сдавать на права можно в следующем возрасте: «А1» и «М» — с 16 лет; «А», «В», «С», «В1», «С1» — с 18 лет; «D», «Тm», «Тb», «D1» — с 21 года. На права категорий «ВЕ», «СЕ», «DЕ» можно сдать экзамены только в том случае, если у гражданина уже есть права категорий «В», «С», «D» не менее 12 месяцев. На категории «С1Е», «D1Е» можно сдать экзамены только при наличии прав категорий «С», «D» или подкатегорий «С1», «D1» не менее 12 месяцев. Сегодня юноши и девушки могут обучаться в автошколах на категории «В» и «С» с 16 лет, но сдавать экзамены в ГИБДД и получать права им можно только с наступлением совершеннолетия.

Тем временем в Госдуму внесен новый законопроект, предусматривающий введение водительских прав для юношей, которые смогут управлять автомобилем с 16 лет. Согласно поправкам, право на управление транспортными средствами категорий «А», «В», «С» и подкатегорий «В1», «С1» будет предоставлено лицам, достигшим 16-летнего возраста. Водительские удостоверения со специальной пометкой «U» (юношеские) будут действительны с 16 до 18 лет. Молодой человек в этом возрасте получит специальные права, с которыми сможет сесть за руль под присмотром опытного водителя, но при этом до достижения совершеннолетия ему не будет разрешено выезжать на федеральные трассы. При этом российские национальные водительские удостоверения по-прежнему будут выдаваться по достижении 18-летнего возраста.

Инициатором законопроекта стал депутат Государственной Думы Олег Смолин. Парламентарий предлагает внести изменения в закон «О безопасности дорожного движения».

«Идея законопроекта назрела давно, и она представляется нам абсолютно правильной. За право водить машину с 16 лет ранее высказывались многие российские эксперты в области подготовки водителей. Мы обязательно пропишем в законопроекте ответственность за возможные нарушения правил дорожного движения, которую будет нести человек, сопровождающий ребенка», — сказал депутат. Олег Смолин предлагает ввести штраф, в случае если юноши сели без контроля опытного водителя. Сумма взыскания за такое административное правонарушение может составить от 2 500 до 5 000 рублей. Сам депутат ссылается на то, что еще в Советском Союзе такой опыт был. «Помимо обучения в автошколе, такие молодые люди получат бесценный практический опыт управления автомобилем в дорожных условиях. Это повысит безопасность управления автомобилями людьми, достигшими 18 лет», – считает депутат.

В ГИБДД затруднились ответить на вопрос, нужны ли 16-летним права. Сотрудники Госавтоинспекции МВД РФ прокомментировали, что ввести такой закон очень сложно, так как на сегодняшний день 16-летние не считаются полностью дееспособными, То есть они не могут совершать сделки без согласия родителей или опекунов, а также нести ответственность за свои действия в полной мере.

Эксперты к инициативе парламентария отнеслись по-разному. Коллега Смолина, депутат Андрей Свинцов считает, что вначале необходимо навести порядок в автошколах, чтобы проходило реальное обучение и права не продавались, а также отремонтировать проезжие части дорог, отрегулировать светофоры, а уж затем думать о том, выпускать подростков на дорогу или нет.

«Самым основным фактором нежелательности принятия данного закона являются психологические особенности личности данного возраста. Нервная система ребенка еще не до конца сформирована и в критической ситуации несовершеннолетний водитель не сможет адекватно оценивать ситуацию на дороге, особенно при экстремальной ситуации. Также они склонны уходить от ответственности, считая, что за них еще отвечают родители», – считает член Общественной палаты Забайкальского края Сергей Быстров.

Общественник отметил, что, согласно данным статистики, большинство аварий происходит по вине водителей с 18 до 23 лет. «Кроме того, действующим законодательством установлено, что лицо в возрасте от 16 до 18 лет является ограниченно дееспособными, соответственно, 16-летнего водителя нельзя привлечь к ответственности», – добавил он. По мнению Сергея Быстрова, органам ГИБДД сложно будет отследить юных автолюбителей, перемещающихся без сопровождения более опытных водителей.

Глава страховой компании Николай Тюрников также раскритиковал инициативу Олега Смолина.

«Как участник дорожного движения я против того, чтобы права выдавались с 16 лет. Не секрет, что в любой стране мира, по статистике, молодые, неопытные водители совершают больше ДТП, чем зрелые и более опытные. Если рассматривать этот законопроект, то надо пересматривать и ответственность родителей за своего несовершеннолетнего ребенка за рулем. Также надо продумать, каким образом распределить ответственность между участниками ДТП. Если ДТП совершит 16-летний подросток, хотелось бы понимать, к кому потом обращаться: к ребенку или к его родителям? Безусловно, все это надо продумывать таким образом, чтобы не нарушались права других участников дорожного движения», – сказал он.

«Союз автошкол» рекомендует начинать обучение не раньше, чем за 2-3 месяца до 18 (16) лет. Это связано прежде всего с тем, что обучившись в автошколе будущему водителю не придется ждать квалификационных экзаменов и выдачи водительского удостоверения. Напротив, он сможет сразу же после прохождения обучения и получения прав начать водить автомобиль. Ну и, конечно же, окончательный выбор времени начала обучения остаётся за учеником.