Получайте
новости первыми

  • 19 Января 2016г.
  • Как инновационные технологии повлияли на обучение в автошколе

Социально-экономические преобразования в России вызвали прогрессивные инновации в профессиональном образовании. Одной из особенностей современного этапа развития профессиональной подготовки водителей транспортных средств, является подготовка водителей по овладению безопасной профессиональной деятельностью. Осуществление безопасной профессиональной деятельности обеспечивает безопасность дорожного движения, защиту здоровья людей. Сегодня в стране потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных, авиационных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.

Проводимая многие годы профессиональная подготовка водителей транспортных средств на уровне традиционных подходов к обучению, как показала практика, не обеспечивает в полной мере полноценное овладение знаниями по правилам дорожного движения, основам безопасного управления транспортным средством, устройству и техническому обслуживанию автомобиля. Вследствие этого, интерес к проблеме безопасности дорожного движения возрастает, так как осуществление ее обеспечивает сохранение жизни и здоровья людей и зависит от эффективности профессиональной подготовки водителей транспортных средств.

Как правило, инновационность на данном этапе заключается в трех факторах: дистанционное обучение, очно-заочное обучение и дополнительная подготовка (практика вождения уже имеющим права водителям и подготовка к сдаче экзамена). За последнее время этой темой озадачивались многие теоретические и практические специалисты, были выявлены научные основы моделирования профессиональной подготовки водителей транспортных средств в автошколе, связанные с профилактикой дорожно-транспортных происшествий, с повышением безопасности дорожного движения, с особенностями деятельности водителей в современных условиях, с инновационными процессами в образовании. Были разработаны новые программы и методики. Тема поднималась в рамках недавно прошедшего в Москве I Конгресса Автошкол России.

Проблема остро стоит в сфере автообразования уже несколько лет. Ещё в 2013 году Сергей Бахарев, ведущий методист Межрегиональной Ассоциации Автошкол, автор серии учебно-методических пособий, представил свою инновационную методику обучения вождению. Ее новизна заключается в новом подходе к обучению. Это отказ от фиксированного для всех количества часов вождения. Необходимый объем занятий для каждого ученика определяется индивидуально. Количество учебных часов может различаться в разы. Разработан комплекс упражнений, последовательная отработка которого позволит каждому ученику получить полный комплект навыков, необходимых для уверенного и безопасного вождения автомобиля. Кроме резкого повышения качества обучения данная методика имеет еще очень много плюсов. Она позволяет сделать обучение методически грамотным и гарантировать ученику, что он получит при обучении полный комплект необходимых навыков, научить всех кто придет в автошколу (полностью пропадают необучаемые люди). Однако, при этой методике резко увеличивается количество работы, связанной с практическим обучением, увеличиваются часы вождения с каждым учеником, идет фактическое удорожание обучения, возрастает необходимости в большем количестве инструкторов. Эта методика хороша как индивидуальное VIP — обучение внутри действующей автошколы, для тех, кто готов платить за качество обучения.

Существующие уникальные методики обучения кардинально меняют традиционное представление об обучении в автошколах и представляют собой комплекс мер подхода к обучению. Наибольший эффект и результативность в обучении достигается путем интерактивного взаимодействия между преподавателем и курсантами. Интерактивное взаимодействие осуществляется с помощью инновационных педагогических технологий и техники.

Среди основ интерактивного метода обучения – технологическая карта. Технологические карты были разработаны для рационального и максимально эффективного распределения времени, которое отводится для лекции. Таким образом, каждое занятие расписано поэтапно, поминутно, с указанием методов, способов обучения и педагогических технологий, которые преподаватель будет применять в процессе объяснения учебного материала, а также все виды раздаточного (стимульного) материала.

Немаловажный фактор – интерактивное оборудование. Это новейшие современные устройства, с помощью которых можно отображать, записывать, анализировать информацию. Интерактивное оборудование является важной частью современной модели ведения обучения, оно помогает организовать учебный процесс и наглядно демонстрировать материал обучающимся.

Одной из основных инновационных составляющих процесса обучения является применение достижений технического прогресса. Все учебные автомобили должны быть оснащены GPS навигаторами и камерами видеонаблюдения. Все движения учеников фиксирует автоматизированная система, которая максимально объективно оценивает уровень овладения студентами навыков вождения.

Однако время не стоит на месте и недавно в одной из московских автошкол, первой в России, был запущен проект дистанционного обучения. Новейшие технологии настолько глубоко проникли в нашу жизнь, что теперь учиться можно при помощи мобильного телефона или ноутбука из любой точки земного шара. Дистанционное обучение помогает занятым людям не тратить время на поездки в классы, а спокойно пройти теоретический курс в любом удобном месте и в любое удобное время. Автошкола не привязывает ученика только к дистанционному обучению, он может параллельно изучать теорию и заочно, и очно, в классах.

Пройдя несложную процедуру регистрации и оплатив первую часть стоимости курса любым удобным способом, ученик получает доступ к личному кабинету и может изучить все теоретические дисциплины, сдать по ним контрольные тесты и экзамены, управлять своим обучением и следить за прогрессом.

Будущий водитель получает доступ к изучению семи основных дисциплин: основы законодательства в сфере дорожного движения, первая помощь при ДТП, психофизиологические основы деятельности водителя, основы управления транспортными средствами, устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления, основы управления транспортными средствами категории «В» и организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Оплатив вторую часть стоимости курса, можно оформить «Пакет документов ученика автошколы» для полноценной регистрации в качестве ученика. Это потребуется, чтобы сдать Внутренний Итоговый Экзамен, получить пропуск на очные занятия (в классе), записаться на занятия и внутренние экзамены по вождению online, получить возможность задать вопрос напрямую преподавателю, оставить заявку на налоговый вычет, начать практические занятия по вождению автомобиля и оформить пакет документов для регистрации в ГИБДД. «Пакет документов ученика автошколы» включает в себя регистрацию в качестве ученика автошколы, оформление необходимых документов в соответствии с законодательством РФ, резервирование места в учебной группе, резервирование учебного автомобиля и закрепление ученика за инструктором, а также доступ к дистанционным образовательным ресурсам автошколы. Некоторые услуги обладателям «Пакета документов ученика автошколы» предоставляются бесплатно. Это выдача свидетельства об окончании обучения (при условии сдачи квалификационного экзамена), проведение внутренних квалификационных экзаменов по вождению, организация экзамена в ГИБДД.

Остается лишь надеяться, что после вступления новых программ и методик в законную силу автошколы начнут выпускать водителей с более высоким уровнем подготовки, что положительно повлияет на безопасность движения на российских дорогах. Предложения и сомнения по поводу эффективности можно развеять лишь путем  апробирования новых обучающих методик на инновационных площадках. Это поможет определить слабые стороны новых программ и внести необходимые изменения в парадигму обучения.