Получайте
новости первыми

  • 23 Марта 2016г.
  • В России ужесточили правила сдачи экзаменов на водительские права

Что изменилось в регламенте сдачи экзаменов в ГИБДД: сколько вопросов в теории и сколько упражнений на площадке?

С 1 сентября 2016 года вступит в силу документ, фактически завершающий начатую в 2013 году реформу образования водителей в России. Глава Министерства Внутренних Дел Владимир Колокольцев подписал приказ, который утверждает регламент приема экзамена на получение водительских прав. Этого регламента ждали давно – в России изменились программы подготовки водителей (количество часов обучения возросло почти в полтора раза), изменился порядок обучения водителей, к новому порядку появились новые требования. Однако прием экзаменов в ГИБДД оставался на прежнем уровне, экзамены принимались на основании прежних действующих приказов МВД, которые не совсем подходили под новые стандарты подготовки водителей.

Теперь кандидатам в водители намного сложнее получить водительские удостоверения. Экзамен в ГИБДД, так же как и раньше, состоит из трех этапов: проверка теоретических знаний, вождение на площадке, определение навыка управления транспортным средством в условиях города. Усложнилась не только теоретическая часть тестирования, но и практическая: увеличилось количество упражнений на площадке, изменилась балльная система при приёме экзамена по вождению в условиях города. По мнению экспертов, это должно повысить качество подготовки граждан и снизить аварийность среди начинающих автомобилистов.

Процедура сдачи теоретического экзамена

Начнем с теоретической части. Теоретический экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний кандидата в водители и определения возможности его допуска к экзамену. Форма проведения  – стандартизированная, экзаменационные билеты. Экзаменационные билеты распределены по соответствующим категориям транспортных средств. Каждый экзаменационный билет содержит 20 вопросов. Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый. Билет состоит из четырех тематических блоков. На каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, один из которых правильный. Для ответа на билет, состоящий из 20 вопросов, экзаменуемому кандидату в водители предоставляется 20 минут. Так, ещё совсем недавно, чтобы сдать теорию, необходимо было правильно ответить минимум на 18 вопросов из 20. Согласно новой схеме, после каждой ошибки нужно ответить на пять дополнительных вопросов из того же тематического блока. Для ответа на дополнительные вопросы дается дополнительные 5 минут времени. Если  при ответе на основные вопросы кандидат допустил 2 ошибки в разных тематических блоках, или в отведенное время не ответил на два вопроса в разных тематических блоках, или допустил одну ошибку и в отведенное время не ответил на один вопрос в разных тематических блоках, ему предоставляется возможность в течение 10 минут ответить на 10 вопросов двух дополнительных тематических блоков. Дополнительные тематические блоки выбираются из тех же групп, что и тематические блоки, при ответе на вопросы которых кандидатом в водители допущены ошибки, или не даны ответы, или допущена ошибка и не дан ответ. Права на ошибку уже нет.

Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 20 вопросов билета.

Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно менее чем на 18 вопросов билета, или допустил две ошибки в одном тематическом блоке, или в отведенное время не ответил на два вопроса в одном тематическом блоке. При этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.

Во время проведения теоретического экзамена запрещается пользоваться специализированной литературой, телефонами и иными техническими средствами, переговариваться с другими лицами. В случае нарушений экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ». По окончании теоретического экзамена экзаменуемый имеет право получить разъяснения о допущенных им ошибках.

Методика проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством (площадка)

Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством проводится с целью проверки у кандидатов в водители умений управления транспортным средством и определения возможности его допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения. Экзамен по первоначальным навыкам управления автомобилем проводится на специализированной закрытой площадке (автодроме). Прием экзаменов на автодроме также претерпел изменения. До этого момента будущий водитель должен был уметь выполнять пять упражнений, из которых инспектор выбирал три для экзамена. Список тестов, которые могут достаться будущим водителям, расширен с 10 до 17 пунктов. К традиционным «змейке», остановке на подъеме и параллельной парковке добавлены остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров, парковка задним ходом и выезд с парковочного места. Теперь кандидату придется продемонстрировать умение справляться с пятью упражнениями. Для автоматизированных автодромов добавлено еще одно упражнение – проезд регулируемого перекрестка. Для получения удостоверения категории «А» (мотоциклы) введено новое упражнение — скоростное маневрирование, во время которого нужно на 80-метровом участке объехать пять конусов (на выполнение даётся не более 25 секунд). Срок проведения экзамена у одного кандидата в водители не должен превышать 20 минут.

При проведении экзамена у кандидата в водители проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих испытательных упражнений:

  • Остановка и начало движения на подъеме в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий «В», «С» и «D»  и подкатегорий «В1», «С1» и «D1» (подпункт 6.1),
  • маневрирование в ограниченном пространстве (подпункт 6.2),
  • движение и маневрирование задним ходом (подпункт 6.3),
  • парковка транспортного средства и выезд с парковочного места (подпункт 6.5),
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (подпункт 6.7),
  • въезд в бокс задним ходом (подпункт 6.9),
  • проезд регулируемого перекрестка (для автоматизированных автодромов) (подпункт 6.10).

Для категорий «В», «С» и «D»  и подкатегорий «В1», «С1» и «D1» испытательные упражнения « движение и маневрирование задним ходом» и «въезд в бокс задним ходом»  объединяются в испытательное упражнение «Въезд в бокс задним ходом»; также для категорий «В» и «D» и подкатегорий «В1» и «D1» испытательные упражнения «парковка транспортного средства и выезд с парковочного места» и «остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров» объединяются в испытательное упражнение №12 «Парковка задним ходом и выезд с парковочного места».

Для кандидатов в водители транспортных средств категорий «В», «С» и «D»  и подкатегорий «В1», «С1» и «D1» комплексы испытательных упражнений содержат:

  • Упражнение № 7 «Остановка и начало движения на подъеме»,
  • 2 упражнения комплекса испытательных упражнений «Маневрирование в ограниченном пространстве»,
  • упражнение № 11 «Въезд в бокс задним ходом»,
  • упражнение № 12 «Парковка задним ходом и выезд с парковочного места»,
  • упражнение № 13 «Проезд регулируемого перекрестка» (на автоматизированном автодроме).

Итоговая оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители выполнил комплекс испытательных упражнений, предусмотренных для конкретной категории или подкатегории транспортных средств. Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители после начала экзамена отказался от выполнения испытательного упражнения или не выполнил хотя бы одно из испытательных упражнений, предусмотренных для конкретной категории или подкатегории транспортных средств. Кандидат в водители имеет право получить разъяснения о допущенных им ошибках. Все действия на проводимом практическом экзамене записываются на аудио и видеорегистратор. Записи проведения экзамена хранятся в базе данных экзаменационного подразделения.

Методика проведения экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения (город)

Принцип проведения экзамена «в городе» не изменился: экзамен будет сдан, если кандидат получит не более 5 штрафных баллов. Сама балльная система в соответствии с новым регламентом ужесточилась. Если, к примеру, водитель проигнорирует требование экзаменатора развернуться на ближайшем перекрёстке, это будет считаться грубым нарушением, за которое начислят сразу пять баллов. Если гражданин забудет пристегнуться ремнём безопасности, он получит три балла. В том случае, если при старте заглохнет двигатель, будет начислен один балл (до нового регламента это не считалось нарушением). Один балл также будет даваться за легкие нарушения, например, слишком медленная езда без видимых оснований. Три балла присуждаются за нарушения средней тяжести, если кандидат в водители не включил указатель поворота, нарушил правила остановки или не пристегнулся ремнем безопасности. Пять баллов ставятся за серьезные нарушения – выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал, непропуск пешеходов. На учебном маршруте к девяти существующим заданиям добавились разворот за пределами перекрёстка и пересечение железнодорожного переезда. При  проведении экзамена в экзаменационном транспортном средстве должны находиться кандидат в водители, экзаменатор, а также собственник транспортного средства либо его представитель. Кандидат в водители занимает водительское место, осуществляет подготовку к движению и начинает движение по команде экзаменатора. Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяются экзаменатором. При движении по маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, оценивает навыки управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решение в случае ее изменения.

В процессе движения кандидат в водители должен продемонстрировать выполнение следующих маневров и действий:

  • Проезд регулируемого перекрестка (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения),
  • проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения),
  • проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог,
  • левые, правые повороты и разворот на перекрестках,
  • разворот вне перекрестка,
  • проезд железнодорожного переезда (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения),
  • перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при их наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения),
  • обгон или опережение,
  • движение с максимальной разрешенной скоростью,
  • проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств,
  • торможение и остановка при движении на различных скоростях.

Экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения направлен на проверку кандидатов в водители по навыкам самостоятельного управления транспортным средством в условиях дорожного движения. На его основе принимается решение о выдачи ему права управления транспортным средством. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5 баллов. Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 баллов и более. Экзамен прекращается после выполнения кандидатом в водители всех заданий экзаменатора либо досрочно в случае получения кандидатом в водители оценки «НЕ СДАЛ».

В регламенте также определено максимальное время на проведение всего экзамена. Для категорий «В», «С», «D», «Е» — 3 часа 10 минут, для категорий «А» и «М» (мопеды) — 2 часа 10 минут.

Также, согласно приказу МВД, изменился и внешний вид водительских удостоверений. В них теперь проставляют специальные отметки в случае, если у водителя имеются какие-либо ограничения по управлению машиной. Отметка МС означает, что гражданин имеет право ездить на автомобиле только с ручным управлением (из-за инвалидности), АТ — на машине с автоматической коробкой передач. При наличии отметки GCL водитель вправе сесть за руль только в очках или коррекционных линзах, HA/CF — со слуховым аппаратом. Решение о проставлении отметки ГИБДД принимает на основании данных предъявляемой медицинской справки.

В московском Союзе Автошкол изменения полностью поддерживают.

«Мы считаем новый регламент абсолютно правильным и своевременным. Надеемся, что он положительно скажется на качестве подготовки водителей в стране и приблизит российскую систему автообразования к эталону», – подытожил Председатель правления Союза Александр Ачкасов.