Получайте
новости первыми

  • 20 Октября 2016г.
  • «Союз автошкол» рассказывает всё об обучении инвалидов вождению автомобиля

7_invalidi_on_the_boardАвтомобиль в современном мире стал синонимом свободы перемещения и независимости. Это приобретает особую актуальность при наличии определенного ограничения физических возможностей человека. Сегодня для людей с ограниченными возможностями собственный автомобиль — не роскошь, а жизненная необходимость. Он является, возможно, даже единственной возможностью почувствовать себя более-менее комфортно, передвигаясь в необходимом направлении – добраться до аптеки, магазина, больницы, работы, съездить в гости к друзьям. В России, да и во всем мире, для инвалидов выпускаются специальные автомобили, которые имею удобное ручное управление. В специально оборудованной машине рычаг газа и рычаг тормоза находятся на уровне руля, вместо педалей. Такие автомобили предназначены для инвалидов, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

По данным Росстата ежегодный прирост численности лиц, впервые признанных инвалидами, составляет более тысячи человек. Безусловно, вопрос передвижения и мобильности для этих граждан стоит очень остро. Тысячи людей с инвалидностью мечтают быть мобильными, самостоятельно ездить за рулем. Однако найти автошколу, где можно получить качественные знания и приобрести навыки вождения, инвалидам очень сложно. Не каждая автообразовательная организация готова взять на себя подобную серьезную ответственность, а многие автошколы отказываются принимать на обучение людей с ограниченными возможностями, ссылаясь на то, что маломобильные слушатели осложняют занятия обычным учащимся. Как правило, курсы вождения для инвалидов создаются от имени действующих организаций, а работают такие школы больше на энтузиазме тех людей, которые желают им помочь.

Одной из задач Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. №864, выступает решение организационных и образовательных проблем безопасного участия людей с ограниченными возможностями в дорожном движении. А именно – создание системы обучения людей с ограниченными возможностями использования специальными автотранспортными средствами в качестве водителя и пассажира, а также решение ряда организационных проблем, связанных с допущением их к участию в дорожном движении и обучении.

Это требует от специализированных образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств различных категорий, как должного материально-технического оснащения (наличия автотранспорта, оборудованного специальными устройствами), так и наличия научно-методических материалов, образовательных ресурсов (в том числе электронных), учитывающих особые психофизические и образовательные потребности обучаемых из числа инвалидов. По закону, управлять автомобилем категорически запрещено только людям с тяжелыми психическими нарушениями. Остальные категории инвалидов — с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающие ДЦП, слабослышащие, — имеют право получить водительское удостоверение категории «В» и водить машину с ручным управлением, отмеченную знаком «Инвалид» или «Глухой водитель».

На сегодняшний день, обучение лиц с ограниченными физическими возможностями, имеет особую социальную значимость. Несмотря на это, в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку водителей, отсутствуют необходимые методы и средства обучения водителей данной категории. Современный процесс подготовки водителей не учитывает особых образовательных и физических возможностей обучающихся. Будущие водители с ограниченными физическими возможностями – это особый контингент, требующий специальных программ и определенных методических приемов, а существующая система обучения не отвечает необходимым потребностям. 

В России существует очень мало автошкол, которые занимаются обучением инвалидов, ведь это требует индивидуального подхода. Сегодня почти все автошколы частные, а для того чтобы обучать инвалида управлению автомобилем приходится тратить много денег: переоборудование автомобиля для инвалида стоит от 10 до 180 тысяч рублей. Также нужны средства, чтобы установить пандусы и подъемные платформы, нужно найти специалистов для проведения занятий. И, конечно, нужна лицензия на право подготовки водителей данной категории.

До 2005 года инвалидов готовили как водителей по различным государственным программам. Далее последовало изменение законодательства, а после реформы автошкол многие специалисты заговорили о том, что для людей с ограниченными возможностями необходимо создавать специализированные автоцентры, обучение в которых будет вестись квалифицированными педагогами по адаптивным программам, составленным с учетом конкретных заболеваний. До недавнего времени полноценных специализированных автообразовательных центров для инвалидов в стране было два, в Москве (Шереметьевский центр «Надежда») и Тимашевске (центр социальной реабилитации инвалидов «Олимп»). К проблеме обучения инвалидов вождению подключился и московский «Союз автошкол». В начале 2016 года Союзом была разработана и представлена специальная программа обучения инвалидов, а в апреле, в Общественной палате РФ на Круглом столе «Анализ нового Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденные приказом МВД РФ от 20 октября 2015 года». Общественное обсуждение его влияния на безопасность дорожного движения» было объявлено о создании бесплатных учебных мест для инвалидов. 15 июля «Союз автошкол» на фестивале «Небо для всех», проходившем в Подмосковье, объявил о наборе групп на бесплатное обучение. В октябре была сформирована первая группа и начато бесплатное обучение инвалидов навыкам вождения. Сейчас в школах «Союза» по особой квоте обучается десять человек с ограниченными возможностями. Среди тех, кого допустили к занятиям, есть паралимпийцы. Обучение лиц с ограниченными возможностями позволит адаптировать их в социальной среде.

Перед тем, как пройти обучение в автошколе, инвалидам необходимо получить медицинскую справку для допуска к управлению автомобилем. Весь специально адаптированный курс теории и вождения, люди с ограниченными возможностями осваивают достаточно быстро. Курс обучения, как правило, рассчитан на 2 месяца. В соответствии с учебным планом курсантам читаются следующие лекции: устройство и техническое обслуживание автомобиля; основы законодательства в сфере дорожного движения; основы безопасного управления транспортными средствами; оказание медицинской помощи.

Чтобы кандидаты в водители, из числа лиц с ограниченными двигательными возможностями, успешно освоили теоретический и практический материал, получили необходимые навыки и приемы безопасного управления транспортным средством, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо владеть дополнительными знаниями в области патопсихологических, коммуникативных проблем, особенностей социально-средовой реабилитации инвалидов, специальных информационно-образовательных технологий, адаптированных для нужд курсантов с особыми образовательными потребностями, а также иметь знания в области физиологических и медицинских особенностей обучаемых. В зависимости от степени ограничений двигательных функций, каждому обучаемому необходим особый, индивидуальный педагогический подход, обеспечить который  – задача специалистов, осуществляющих подготовку водителей этой категории. В этой связи, повышение профессионального уровня преподавательского состава и мастеров производственного обучения в системе профессиональной подготовки водителей становится одной из важнейших, первоочередных задач.

Теоретические занятия для людей с ограниченными физическими возможностями рассчитаны ориентировочно на 120 академических часов (по 4 часа 2-3 раза в неделю в течение 2-3 месяцев). Для изучения теоретической части Правил Дорожного Движения и других материалов инвалиды-колясочники могут посещать основные учебные группы. Также для них предусмотрена возможность самостоятельного обучения на дому и сдачи экзаменов и зачётов по темам после изучения материала.

Практическое обучение вождению автомобиля составляет 50 астрономических часов. На большую дорогу свой путь ученики-инвалиды начинают на специальной площадке. Обучение проводится на автомобилях с полностью ручным управлением, управлением под правую рабочую ногу, обычное управление с модификацией по заболеваниям: ампутация одной и двух ног, повреждение позвоночника, заболевание ДЦП и т.п. Практические занятия проходят по особой схеме с учетом все индивидуальных физиологических способностей курсанта. Все выполняемые упражнения типа «змейки», заезда в гараж и на эстакаду традиционны.

Практика показывает, что инвалиды и теорию, и практику сдают с первого раза. Первый этап практического квалификационного экзамена проходит на площадке автошколы. Успешно сдавшие внутренний экзамен курсанты организованно представляются для сдачи квалификационного экзамена в ГИБДД. Кандидаты в водители сдают теоретический экзамен, вождение на закрытой площадке и вождение в реальных условиях дорожного движения (город). Прохождение экзаменов в ГИБДД организовано очень просто. Как правило, инспекторы не предъявляют суровых требований к инвалидам, которые садятся за руль собственной машины.

Для инвалида получить права и уметь управлять автомобилем очень важно. Мобильность, которую приобретают люди – это реальная возможность работать и зарабатывать, встречаться со своими друзьями и знакомыми, общаться, развиваться и жить полноценной жизнью. Автомобиль для инвалида это его ноги и средство реабилитации, в такой не простой жизни. Люди с ампутированной одной или обеими ногами, с поврежденным позвоночником и другими заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного перемещения, могут смело садиться за руль автомобиля с ручным управлением и даже участвовать в специальных соревнованиях! В сентябре 2016 года представитель «Союза автошкол» Алеся Гусарова стала чемпионом регионального конкурса водительского мастерства среди людей с ограниченными возможностями здоровья и обладателем «Кубка Северной Пальмиры».

«Много лет мы занимаемся проблемой обучения инвалидов в автошколах Москвы и Российской Федерации. При помощи Московской Городской Думы, Общественной палаты Российской Федерации, Инны Юрьевны Святенко и Цветкова Антона Владимировича мы разрабатываем программу совместно с рабочей группой при Комиссии по безопасности во главе со Скворцовым Евгением Алексеевичем. В школах, которые входят в Союз Автошкол, инвалиды Москвы будут обучаться бесплатно», – подчеркнул Председатель правления «Союза автошкол» Александр Ачкасов.

Безопасность дорожного движения находится в прямой зависимости от качества подготовки водителей транспортных средств. Лица с ограниченными физическими возможностями являются неотъемлемыми участниками дорожного движения. На сегодняшний день становится очевидной необходимость создания в стране целостной системы по подготовке и адаптации к участию в дорожном движении водителей с ограниченными возможностями физических возможностей. Для категории граждан, имеющих ограниченные физические возможности, умение управлять транспортным средством расширяет возможность участия в общественной жизни, повышает общую мобильность, способствует созданию полноценных условий жизни и деятельности.