Получайте
новости первыми

  • 15 Мая 2015г.
  • Выдача прав для начинающих автомобилистов

Начинающие водители: принцип безопасности

Во всем мире молодые водители представлены в статистике ДТП и смертности сверх всяких пропорций. Они представляют больший риск, чем другие водители, для себя, своих пассажиров и других пользователей дорогами. Как подчеркивается в Европейской конференции министров транспорта, издержки, налагаемые на людей, их семьи и общество, неприемлемы и требуют действий.

Однако в обществе нет единого мнения: надо ли ограничивать начинающих водителей в чем-либо в целях улучшения безопасности на дорогах. Несмотря на убедительную статистику, однозначно свидетельствующую о наличии повышенных рисков в целевой группе водителей, предложения по ограничению неизменно наталкиваются на острую дискуссию. Сегодня я предлагаю обратиться к мировому опыту поиска решений проблемы.

Эффективной мерой в решении проблемы представляется введение временного водительского удостоверения с принятием ограничений для начинающих молодых водителей. Временное водительское удостоверение, которое получают выпускники автошкол во многих странах, помогает обеспечить безопасность как самих начинающих автомобилистов, так и других участников дорожного движения.

Поэтапное получение водительских удостоверений и ограничения в отношении вождения имеют целью сокращение степени трудности освоения новыми молодыми водителями навыков вождения. По мере приобретения водителями опыта, с них снимаются ограничения, и они получают полные водительские удостоверения.

Изучение ДТП с участием молодых начинающих водителей выявляют влияние их психофизиологических особенностей. Эти ДТП происходят, как правило, в ночной период времени; связаны они с потерей управления или превышением скорости. Причинами при этом чаще всего являются неопытность, желание «рискнуть», физиологические расстройства, отвлечение внимания, а также образ жизни, характерный для возраста и пола начинающего водителя. (Г. Б. Громоковский «Обоснование необходимости второй фазы обучения водителей»).

Статистические предпосылки введения временного удостоверения

Согласно результатам доклада Совместного центра транспортных исследований ОЭСР/ЕКМТ пик аварийности среди начинающих водителей приходится на конец первого года, конец второго и конец третьего года вождения. При этом на долю молодых водителей приходится более 30% всех погибших водителей, хотя эта возрастная группа представляет лишь около 10% населения. Кроме того, около 30% всех случаев ДТП со смертельным исходом – результат происшествий с участием молодого водителя.

Установлено, что более 65% начинающих водителей до совершения ДТП нарушали Правила дорожного движения один и более раз.

При анализе ДТП среди начинающих водителей можно выделить некоторые особенности:

  • Основные виды ДТП – большую часть дорожных происшествий занимают столкновение и наезд на пешехода,
  • основные места ДТП – это перегоны и перекрестки, причем на перегонах их почти в два раза больше,
  • основные схемы ДТП – это попутное направление движения транспортных средств, транспортные средства не поворачивают, ДТП на перекрестках – направление движения автомобилей – под прямым углом, дальше следует наезд на пешехода вне пешеходного перехода.

По данным издания «Вокруг света», музыка в машине, даже если это радио, отвлекает водителя от происходящего на дороге. 39% из 1109 водителей отвлекаются от дороги на смену музыкальных композиций, использование спутникового навигатора и телефонные разговоры, при этом чаще и сильнее отвлекаются именно автомобилисты в возрасте от 17 до 24 лет. Почти 60% водителей рассказали, что перестают следить за дорогой, когда меняют диски в проигрывателе. 40% отвлекаются, когда смотрят на спутниковый навигатор. В подобных случаях скорость реакции водителя замедляется на 20% по сравнению с нормальной.

По материалам британского исследования, молодые водители, которые спят меньше 6 часов в сутки, имеют примерно в два раза больше шансов попасть в автомобильную аварию, в сравнении со стандартными показателями .

Мировой опыт введения временного водительского удостоверения

В мировой практике свою эффективность доказали схемы, которые включают порядок выдачи прав различного уровня по мере увеличения водительского опыта. При этом законодательно выявляя и сдерживая предпосылки к опасному вождению. Это касается вождения в темное время суток, снижению предельно допустимых скоростей движения, уменьшение количества перевозимых пассажиров, введение штрафных баллов во время испытательного срока и дополнительное обучение вождению в различных дорожных и погодных условиях перед получением полноценных водительских прав.

Впервые временное удостоверение появилось в Новой Зеландии в 1987 г. в рамках системы поэтапного допуска лиц к управлению транспортным средством; теперь эта система широко используется во многих странах.

Япония

В Японии существует три вида водительских прав. Первый вид – временное удостоверение. Оно выдается для того, чтобы соискатель мог использовать дороги общего пользования для получения навыков вождения. Второй – права первой категории (AT & MT), которые, в свою очередь, подразделяются на права для управления автомобилем с автоматической КПП и права для управления автомобилем с механической КПП. Они не взаимозаменяемы. Третий вид – водительские права второй категории. Их необходимо получать тем, кто будет заниматься пассажирскими перевозками.

Через два – два с половиной года на адрес, указанный на момент получения временных прав, приходит документ с уведомлением, что водительское удостоверение нужно переоформить. Взамен прав новичка водитель получает обычные права. В случае, если за пять лет водитель не совершает ни одного нарушения правил, то получает права, которые позволяют.

Израиль

Сдавшие экзамен, получают специальное «разрешение на вождение». На протяжении первых трех месяцев новичка в ходе поездок на автомобиле сопровождает опытный водитель, и потом еще три месяца – во время передвижения в темное время суток. Таким человеком может быть:

  • Лицо, возраст которого свыше 24 лет, обладающий действующими правами на управление транспортным средством и водительским стажем не менее 5 лет,
  • лицо, достигшее тридцатилетнего возраста, с действующими водительскими правами и трехлетним стажем,
  • профессиональный инструктор, с водительским стажем минимум в 5 лет. Сопровождающие могут меняться – в документы можно внести до пяти человек.

Так как первые три месяца неопытный водитель ездит исключительно с сопровождающим, то ограничений на количество пассажиров в автомобиле нет. Далее вступают в силу ограничения, согласно которым, вплоть до наступления двухлетнего срока с момента получения прав, либо до момента достижения неопытным водителем 21-летнего возраста, он вправе перевозить не более двух пассажиров. Это ограничение не действует, если в автомобиле присутствует более опытный водитель. Также подобные ограничения не касаются лиц, старше 21 года.

Для получения постоянных прав необходимо проехать как минимум 20 часов по городу, 15 – вне городской черты, и 15 часов в ночное время. В общей сложности необходимо «наездить» с сопровождающим не менее 50 часов и официально отчитаться об этом в Министерстве транспорта. После этого по почте высылается постоянное водительское удостоверение. Но и дальше сохраняются некоторые ограничения. Полтора года водителю потребуется ездить со знаком «начинающий водитель». Существуют специально разработанные стандарты, касающиеся цвета и размера шрифта, а также размера самого знака (таблички). Во-вторых, до тех пор, пока водителю не исполнилось 22 года, нельзя возить более двух пассажиров.

«Начинающим» водителя будут считать еще два года после того, как он получит права. В течение этого периода времени на начинающего водителя будут наложены некоторые ограничения, и он с особой серьезностью должен подходить к соблюдению правил движения. При открытии новой категории, водитель все равно будете относиться к категории «начинающих» водителей.

Начинающий водитель, которого признали грубым нарушителем ПДД, может столкнуться с требованием Управления по транспорту о повторной сдаче экзаменов. Это может касаться как теории, так и практики вождения. Данное ведомство также может потребовать прохождения дополнительной проверки у медиков. До тех пор пока водитель не выполнит подобных требований, права ему не вернут. А после возврата прав он еще в течение двух дополнительных лет будет считаться начинающим водителем.

На пятый год после получения водителем прав на управление транспортным средством, он будет приглашен на специальный дополнительный курс для того, чтобы усовершенствовать свои навыки вождения. Этот курс длится 12 часов. Прохождение курса возможно только в лицензированном учреждении. Водительские права будут возобновлены при условии успешной сдачи курса.

Согласно правилам, стоимость страховки на автомобиль зависит от возраста водителя. Не лишним будет уточнить у компании-страховщика о возможных вариантах уменьшения стоимости для молодого или начинающего водителя.

Финляндия

Финляндия – одна из самых автомобилизированных стран Европы. По данным местного управления по безопасности движения, права имеют свыше 3,6 млн финнов, при том что население страны – лишь 6 млн человек. Водительское удостоверение есть у 80% граждан старше 15 лет.

Практические занятия в автошколах Финляндии делятся на две части – летнюю и зимнюю. Чтобы получить полноценное водительское удостоверение, необходимо пройти обе. После благополучной сдачи экзаменов, «соискателю» выдают временное водительское удостоверение сроком на два года.

При этом действует следующее правило: если начинающий водитель дважды за год, либо трижды за два года будет обвинён в нарушении правил дорожного движения, то ему вынесут запрет на управление транспортным средством.

В течение последующих двух лет водитель должен пройти второй и третий этапы обучения (но не ранее, чем через три месяца после окончания первого этапа). Они так же включают в себя не только теорию, но и улучшение навыков практического вождения. Что касается практики, то обязательными является отработка навыков вождения на скользкой дороге, более (для этого в летнее время часть площадки заливается специальным маслом, а в зимнее время – водой) и так называемое «тёмное вождение», то есть управление автомобилем в тёмное время суток.

Германия

Начинающий водитель получает временные права. Первые два года после получения прав водителю предстоит пройти испытательный срок. Если в этот период совершить грубое нарушение (к примеру, проезд на красный), водитель может лишиться прав, а затем вновь отправиться на обучение в автошколу.

Во время обучения, на езду, как правило, отводится не меньше 20 часов. В программу обучения входят четыре часа езды по автобану, еще четыре – в темное время, а дальше – как решит инструктор. График занятий составляется индивидуально. Урок не может длиться дольше двух часов. Особенно тщательно отрабатываются маршруты, на которых предстоит сдавать экзамен.

США

После успешной сдачи «теории», кандидат в водители получает «ученические права» (Learner’s permit). Такие права имеют ряд ограничений: может быть запрещена перевозка пассажиров, вождение в ночное время, превышение скорости более 50км/ч, езда в час пик и так далее (в зависимости от штата).

Некоторые американские штаты уже ввели ограничение количества пассажиров для перевозки молодыми водителями. После введения этих мер количество аварий с участием молодых водителей упали на 37 процентов.

В штате Калифорния, например, считается обязательным присутствие в автомашине водителя, достигшего совершеннолетия и имеющего действующие права (специально оговаривается, что этот человек должен сидеть достаточно близко, чтобы в случае необходимости иметь возможность взять управление на себя). «Наличие учебного водительского удостоверения не позволяет вам самостоятельно управлять транспортным средством, даже если вы направляетесь в офис DMV для сдачи экзамена по вождению». Так же начинающим водителям запрещается пользоваться мобильным телефоном или любым другим электронным устройством, перевозить пассажиров в возрасте менее 20 лет. Благодаря использованию этого закона подростковая смертность в ДТП упала в Калифорнии на 40%. (Источник информации: Сдавать практику (Driving Test) возможно, как правило, не ранее 2 месяцев и не позднее 6 месяцев после сдачи теории. Форма практического экзамена неоднородна и отличается от штата к штату.

От начинающих водителей младше 18 лет также могут потребовать пройти расширенное обучение. Некоторые штаты, например Нью-Йорк, могут требовать пройти обучение и от совершеннолетних начинающих водителей. В этом же штате водитель должен иметь 50 часов практического вождения, из которых 15 – в ночное время (для ряда Штатов США ночное вождение дополнено требованием вождения в условиях недостаточной видимости, плохую погоду, что отражает специфику погоды в конкретном месте).

Начинающие американские водители старше 18 лет (а в Нью-Джерси и округе Колумбия — старше 21 года) не становятся объектом каких-либо дополнительных ограничений. Однако, в некоторых штатах на таких водителей распространяется испытательный срок (обычно от 6 мес. до 2 лет), в течение которого следуют более жесткие наказания за нарушения правил дорожного движения.

Возможные меры ограничения начинающих водителей:

  • К снижению уровней смертности приведут интенсивные практические занятия с инструктором, в различной дорожной обстановке, до выдачи водительских прав для самостоятельного управления транспортным средством,
  • подверженность риску после получения прав, можно ослабить защитными ограничениями, которые последовательно снимаются по мере накопления опыта новичком, как можно видеть в системах ступенчатого допуска к водительским правам. Ограничения, доказавшие свою эффективность, включают первоначальное ограничение езды с молодыми пассажирами или в ночное время. Могут также назначаться более высокие штрафные очки за нарушения, допущенные в период испытательного срока после получения водительских прав,
  • водители-новички нуждаются в умении лучше оценивать свои действия и понимать факторы, лежащие в основе риска. Другие контрмеры должны сопровождаться убедительной разъяснительной работой, чтобы изменить позиции в пользу лучшего понимания риска,
  • увеличение учебных часов. Опыт Швеции показал, что увеличение продолжительности такого курса до 120 часов привело к снижению числа ДТП за два года после получения прав примерно на 40%. Минимальный возраст для обучения с инструктором был снижен с17½ до 16 лет, а возраст получения прав остался прежний – 18 лет. В первые два с половиной года новой программы примерно 45-50% шестнадцатилетних получили ученические права. В результате объем обучения достиг в среднем 117,6 часа вождения с сопровождающим до получения прав, по сравнению в среднем с 47,6 часа до нововведений, хотя те, кто не получил ученические права в 16 лет, остались со средним показателем 41,4 час. В последовавшие два года риск ДТП для молодых начинающих водителей, которые приступили к обучению с инструктором в 16 лет, снизился на 40%, с поправками на осложняющие обстоятельства, и общий риск для молодых начинающих водителей уменьшился на 15 процентов).