-
16 Февраля 2022г.Стали известны новые штрафы с марта этого года
-
14 Февраля 2022г.Дорожная полиция напомнила о серьезном нарушении
-
02 Февраля 2022г.Штрафы за скорость стали приходить с чужих машин
- 07 Июня 2016г.
В 2018 году Москва будет принимать чемпионат мира по футболу. В столицу съедутся гости почти со всего мира. Для многих из них город или даже страна начинается с такси. Приходится признать, пока порядка в «зеленоглазых» мало. Кто часто пользуется такси – знает: бывает, что у приезжего водителя не получается наговорить в навигатор нужный адрес, а случается, что и сама машина, приехавшая на вызов из популярного мобильного приложения «не первой свежести». В ближайшее время столичная полиция и власти города решили навести в рядах таксистов порядок.
По данным ГУ МВД по Москве, в Москве официально зарегистрировано 65 000 автомобилей-такси (работают по лицензиям, которые выдает департамент транспорта Москвы), еще около 5 000 перевозчиков работают нелегально. Недавняя (операция «Таксист» проходила с 3 по 15 апреля 2016 года) проверка столичной полицией более 173 000 таксистов, показала: за рулем желтых с шашечками машин бывают и пьяные, и без прав, и, даже уголовники. Картина складывается весьма неприглядная. На ситуацию обратили внимание депутаты Госдумы и в скором времени штрафы для нелегальных такси могут вырасти в шесть раз. Сейчас нелегальные таксисты в случае нарушения платят 5 000 рублей, в то время как законные перевозчики — до 30 000 рублей.
Деятельность такси в России, увы, не лицензируется. В Министерстве транспорта РФ выдают разрешения на оказание услуг по перевозке пассажиров. Дают – на машину, а не на водителя. Владельцу «фирмы» из 5-10 машин такси все равно, кого сажать за руль. Чтобы доходы были выше, берут самых дешевых водителей. Итог – за рулем гастарбайтеры или наркоманы. Сейчас заказчик чаще всего даже не видит название фирмы. Многие заказывают машину через мобильные приложения. Таксопарков в прежнем понимании этого слова остались единицы.
Самый быстрый и удобный способ вызвать такси сегодня – это агрегаторы. Можно выделить трех крупных игроков этого рынка – «Яндекс.Такси», «Uber» или «Gett». Однако ни один агрегатор ответственности за услуги не несет, своих машин у них нет. Со стоимости каждой поездки зарегистрировавшегося в их системе водителя, сервис получает процент. Тем не менее, сервисы развиваются и преподносят любителям такси новые и интересные предложения. Так, например, сервис «Uber» планирует через год запустить в России систему совместных поездок. Аналог ресурса Bla-bla-car, поездки которого используются пассажирами на дальние расстояния, между городами, заработает в России, сообщил основатель и генеральный директор Uber Тревис Каланик.
Также стало известно, что с Uber намерена начать сотрудничество компания Toyota. Volkswagen же, в свою очередь, инвестирует в Gett. Сразу две автомобильные компании заключили соглашения, которые позволят им сотрудничать с такси-сервисами. Согласно документу Toyota будет предоставлять «Уберу» автомобили в лизинг, а также совместно разрабатывать новые мобильные приложения. Вложенные в Gett средства Volkswagen будут направлены на дальнейшую экспансию сервиса в Европе и США, за пределами Нью-Йорка.
Тем временем, сервисы такси предупредили о росте цен из-за предложений Минтранса. Цены на такси могут вырасти, если «Яндекс.Такси», Gett и Uber будут согласовывать тарифы с таксистами. В настоящее время дорабатываются поправки в законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…», разработанные Министерством транспорта РФ. Сам законопроект был в 2014 году принят в первом чтении. Поправки ко второму чтению в ведомстве начали готовить еще в 2015 году, вышло уже несколько версий. Предложения Минтранса чреваты дополнительными расходами для пассажиров, онлайн-агрегаторов и самих таксистов.
Из поправок следует, что онлайн-сервисы не смогут устанавливать тарифы на перевозку без согласования с перевозчиками. Сейчас агрегаторы самостоятельно регулируют тарифы. А перевозчики постоянно жалуются, что не могут конкурировать с их «заниженными» ценами. Ещё одно требование гласит, что агенты по перевозкам, в том числе онлайн-агрегаторы, должны тщательно выбирать контрагентов — таксомоторные парки и частников. В Минтрансе предлагают, чтобы «Яндекс.Такси», Gett, Uber проверяли у них разрешение на деятельность по перевозке пассажиров (и багажа) и документы о праве на предпринимательскую деятельность. Сейчас законодательство этого не требует. Поправки вводят также ответственность агрегатора перед пассажирами за качество услуги, а также затрагивают и самих таксистов. Минтранс предлагает ограничить максимальное количество выдаваемых в России разрешений на извоз, а в случае если число желающих будет больше, проводить аукционы. Предусматривается и введение единого цвета кузова для всех лицензированных таксистов (в случае установления такого требования региональными законами) и регистрационного знака на автомобиле. Сейчас каждый регион решает этот вопрос самостоятельно.
Один из авторов законопроекта «О такси», первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков назвал проект Минтранса «сырым».
«Он пока никуда не внесен, поэтому не вижу большого смысла комментировать эту бумагу», — заявил он. – У нас есть принципиальные разногласия с целым рядом норм, которые есть в этой бумаге».
Лысаков считает, что необходимо разграничить ответственность перевозчиков и агрегаторов:
«Каждый должен отвечать за себя — диспетчерская служба, через которую клиент заказывает такси, гарантирует, что перевозку будет осуществлять водитель с лицензией. А водитель, осуществляющий заказ, отвечает за безопасность и качество услуг. Было бы странно, если бы диспетчер отвечал в случае ДТП с участием таксиста», — подытожил Лысаков.
Общественники также считают, что контроль за таксистами очень ослаблен и предлагают создать для таксистов профессиональные стандарты. Идею выдвинул в прошлом году член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин. По его мнению, правительство и профсоюзы должны разработать критерии по квалификации и медицинским показателям.
Эксперты в свою очередь тоже выступили с предложением, как можно решить проблему с таксистами-нарушителями. Водителю необходимы коммуникационные навыки, стрессоустойчивость, умение предотвратить или уладить конфликт. В идеале, водитель должен быть знаком с историей и достопримечательностями города, особенно в регионах с развитым туризмом, считают в московском «Союзе Автошкол». Сейчас у «Яндекс.Такси» есть собственные центры обучения водителей в Москве и Санкт-Петербурге.
«Такое обучение нужно ввести для всех таксистов, а по окончании устроить тестирование на знание русского языка и достопримечательностей города, в котором они работают», – считает Председатель правления Союза автошкол Александр Ачкасов.
Глава Союза также напомнил, что сама дисциплина «Пассажирские перевозки» в ПДД была введена лишь в августе 2013 года, а, следовательно, всем водителям, получившим права до введения этой дисциплины, нужно ее изучить и досдать. Вдобавок в Союзе обратили внимание на то, что все водители, приехавшие на заработки из стран СНГ при обмене своих водительских прав на российские не сдают никаких экзаменов.
«Это в корне неправильно, – сказал Александр Ачкасов, – нужно, чтобы они обязательно сдавали экзамены на знание Правил дорожного движения Российской Федерации».