Получайте
новости первыми

  • 27 Августа 2016г.
  • «Союз автошкол» выяснил, что ждет водителей, если вернется балльная система наказаний за нарушение ПДД

a15_new_laws_for_outlawВ ближайшее время на рассмотрение в Госдуму поступит новый законопроект, который позволит лишать водителей прав за три правонарушения. Инициатива была разработана ГИБДД. Согласно новому законопроекту, в два раза сократился список нарушений, которые учитывает система: приоритет отдан нарушениям, непосредственно влияющим на безопасность. Под серьезными нарушениями теперь подразумевается превышение скорости (на 40 км/ч и более), проезд на красный свет, выезд на полосу встречного движения, отказ уступить дорогу транспорту с правом преимущества, непредоставление преимущества в движении пешеходам и велосипедистам.  Для этого в КоАП может появиться новая статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». При этом речь идет лишь о нарушениях, которые выявлены непосредственно сотрудником ГИБДД. Данные с камер фотовидеофиксации учитываться не будут. Обсуждение инициативы Госдумой состоится осенью.

Три нарушения — одно лишение. Это весьма жесткая система. В большинстве аналогичных схем лишение прав применяется за большее количество нарушений с более явной их градацией по степени опасности. Балльные системы имеют прогрессивных характер, то есть предполагают более серьезное наказание для систематических нарушителей. Кроме того, в отличие от денежного штрафа, баллы — универсальная валюта, которая одинаково бьет по всем людям, с разным уровнем достатка. Основной плюс инициативы, конечно, в наказании нарушителей-рецидивистов. По статистике самые тяжёлые аварии у водителей, имеющих по 20-40 нарушений в год. Из очевидных минусов стоит отметить субъективность оценки со стороны сотрудников ГИБДД и, как следствие, коррупционную составляющую будущей инициативы.

Балльные системы активно используются на Западе. Во Франции критическим количеством является 12 баллов за три года. За это предусмотрена санкция лишения прав на полгода. Для возврата прав потребуется пересдавать теоретический экзамен. За минимальное превышение скорости начисляется 2 балла, за превышение на 30−40 км/час — три балла, за совсем уж быструю езду — до 6 баллов. В каждом отдельном случае водителя могут лишить прав сразу, а при рецидивах применить краткосрочное тюремное заключение. Во Франции и Британии в среднем лишение прав грозит за 4−6 умеренных нарушения, сделанных в течение трех лет.

Система «трех дырок» действовала еще во времена СССР. За нарушение ПДД водитель получал прокол в талоне предупреждений. За три отметки следовало наказание в виде лишения прав на один год. В начале 90-х проколы ушли в прошлое, а в 1993 году вместо них появились баллы. За отдельные нарушения предусматривалось разное количество баллов (превышение скорости на 10-30 км/ч – 2 балла, проезд на красный свет — 3). Если в течение года водитель набирал 15 баллов, то его лишали прав на 3-6 месяцев. Однако в 1997 году эту систему отменили — юристы смогли доказать, что получение штрафа одновременно с баллами и лишением прав относится к понятию «двойное наказание» за одно и то же нарушение.

Предлагаемая инициатива почти повторяет советский вариант, однако, из-за интенсивности движения шансов получить три «дырки» у водителей стало значительно больше. Система не просто накопительная на всю водительскую историю, а только в течение года и действовать она будет только при личном общении инспектора и нарушителя. То есть, в случаях, когда можно точно идентифицировать, кто именно находился за рулем.

«Для того чтобы эти баллы копились, нужна отметка ваших нарушений живым инспектором. А это в крупных городах маловероятно, потому что инспекторов на дорогах у нас осталось мало. В Москве, например, численность инспекторов за последнее время была сокращена чуть ли не в два раза. Большая часть штрафов выписывается с помощью камер видеофиксации. Поэтому, я думаю, подавляющему большинству водителей опасаться этой системы не нужно. А в случайно провинившихся водителей я не очень верю. Ведь трижды нарушить случайно за год — это скорее закономерность. Я не разводил бы здесь панику», — сказал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Московский «Союз автошкол» инициативу ГИБДД поддержал. Эксперты Союза напомнили, что возрождение балльной системы активно обсуждалось в 2012—2013 годах, но из-за недоработок и опасных норм, которые могли привести к увеличению коррупционной составляющей, было отклонено Госдумой. Инициатива не получила поддержки законотворцев, в том числе, из-за высоких штрафов за нарушение правил остановки и стоянки в Москве.

«Мы надеемся, что усовершенствованный вариант системы будет работать эффективно и увеличит безопасность движения на российских дорогах», – сказал руководитель экспертной группы при комиссии по безопасности Московской Городской Думы Евгений Скворцов.