-
16 Февраля 2022г.Стали известны новые штрафы с марта этого года
-
14 Февраля 2022г.Дорожная полиция напомнила о серьезном нарушении
-
02 Февраля 2022г.Штрафы за скорость стали приходить с чужих машин
- 09 Сентября 2016г.
Во всем мире платные дороги в том или ином виде существовали с давних времен. Пошлина взималась с путешественников, следовавших как на повозке или верхом, так и пешим образом. Платные магистрали получили своё развитие с появлением автомобилей. В 20 веке современные платные дороги были введены в Европе с целью финансирования строительства дорог и дорожных сооружений. Италия была первой в Европе страной, где ввели платность на 50 километровом участке междугородней дороги вблизи Милана в 1924 году. Платные дороги существуют более чем в 30 странах мира, и, как правило, они занимают не более 5% от протяженности всех дорог. Сейчас в мире более 23 миллионов километров дорог, из них 140 000 – платные. Обязательное правило, чтобы у платной дороги была бесплатная альтернатива.
Первая платная дорога в современной России открылась в ноябре 1998 года. Сейчас платными являются трасса М4 Москва – Новосибирск через Воронеж, Ростов, Краснодар, трасса М3 Москва – Киев и трасса М1 Москва – Минск. Росавтодор строит еще две новые дороги, которые должны стать платными – М11 Москва – Санкт-Петербург и Центральную кольцевую автомагистраль (ЦКАД).
В скором времени первые платные дороги появятся и в столице. Власти города рассматривают такой вариант для строительства участка Северо-Восточной хорды от Открытого до Дмитровского шоссе. Окончательное решение будет принято в начале 2017 года. Московский мэр также не исключает, что в городе может появиться ещё одна платная дорога в виде северного дублера Кутузовского проспекта от Краснопресненского проспекта до Молодогвардейской развязки на МКАД.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что московские автомобилисты и приезжие несут и так немалую финансовую нагрузку, а потому, скорее всего, будут просто искать пути объезда платного участка.
«Как только начали собирать деньги за дорогу, которая должна была разгрузить Ленинградское шоссе, ей сразу же многие перестали пользоваться. Ленинградское шоссе так и осталось загруженным. Полагаю, столичный бюджет вполне может найти деньги на строительство и без привлечения инвесторов», – отметил эксперт.
Трасса М-11 «Москва-Санкт-Петербург» стала платной с 23 ноября 2015 года. На сегодняшний день, согласно опросам, почти 70% водителей, использующих маршрут «Москва-Санкт-Петербург», не желают платить за проезд, поэтому собираются пользоваться альтернативным бесплатным маршрутом М-10. Но судя по многокилометровым пробкам на старой «Ленинградке» около 30% передумают и предпочтут платную дорогу М-11 без пробок.
В отличие от Москвы, северная столица уже давно имеет свою платную дорогу в черте города. С 2011 года петербургские водители платят за проезд по участку Западного скоростного диаметра от 30 до 100 рублей днем и от 10 до 50 рублей ночью. Западный скоростной диаметр – магистраль непрерывного движения, в проекте пересекающая Санкт-Петербург с юга на север. Собранные средства идут на содержание дороги и проценты по строительным облигациям. Пока платная трасса также не пользуется большой популярностью у петербургских автомобилистов – этот участок можно без проблем объехать другими путями, на которых обычно не бывает грандиозных пробок. А возможность сэкономить время, промчавшись по скоростной трассе, нивелируется скоплениями машин у пунктов оплаты.
Открытие рабочего движения на Центральном участке ЗСД планируется в ноябре 2016 года. По уже построенным отрезкам Западного скоростного диаметра проезжает до 4 миллионов автомобилей в месяц (более 70 тысяч транспортных средств) в сутки на каждом из участков. С вводом в эксплуатацию Центрального участка и, соответственно, всей протяженности трассы, магистраль приобретет качественно новое значение в системе транспортной инфраструктуры города и региона. Трафик вырастет на 30–100%. Западный скоростной диаметр позволяет решить важнейшие транспортные задачи и проблемы Санкт-Петербурга, создавая кратчайшую связь между южными, центральными и северными районами Санкт-Петербурга. На новую магистраль будут переключены транзитные транспортные потоки, что существенно увеличит пропускную способность улично-дорожной сети города, позволит разгрузить от автотранспорта исторический центр Санкт-Петербурга, улучшит экологическую ситуацию.
Развязки платных дорог устроены так, что въехать на трассу или покинуть ее в объезд контрольно-пропускного пункта (КПП) невозможно. КПП – это широкие участки дороги, где расположены турникеты. Иногда для легкового и грузового транспорта сделаны отдельные турникеты, какие-то предназначены для проезда по специальным картам. Оплата может производиться при въезде на трассу или при выезде с нее. Во втором случае кассир считывает с магнитной карточки информацию о пройденном расстоянии и принимает соответствующую оплату.
По опыту мировых стран платные дороги предназначены чаще всего для скоростного движения, а не для местных сообщений. Исследования показывают, что трафик на городских платных магистралях значительно зависит от тарифов, потому что в городах гораздо шире возможности проезда по альтернативным бесплатным маршрутам. Пользоваться платными участками или нет, дело сугубо личное, но сегодня время – деньги, поэтому многие профессиональные перевозчики предпочтут заплатить, тем более что с использованием транспондера оплата за проезд дешевле. Кроме того, водителям будут предоставлять скидки на платных участках российских дорог. Условия программы лояльности привяжут к частоте поездок. Таким образом, скидки получат те водители, которые будут регулярно пользоваться платными участками дорог.
В последние годы платные трассы стали главным трендом отечественного дорожного хозяйства. Водители в отношении к ним разделились на два лагеря: сторонников, считающих, что это европейское ноу-хау России пойдет лишь на пользу, и противников, которые видят в платных дорогах лишь желание чиновников нагреть руки. Одни говорят об отсутствии достойных альтернатив и высоком ценнике, а другие уверяют, что спрос на такие услуги будет всегда.
Первая и, наверное, основная проблема российских коммерческих магистралей – отсутствие достойных бесплатных альтернатив. При этом протяженность бесплатной трассы не должна превышать протяженность платной более чем в три раза. Также, многие автомобилисты жалуются, что коммерческие магистрали в нашей стране несправедливо дорогие: качество дорог зачастую не соответствует их стоимости. Противники платных дорог говорят и о том, что такие трассы не только нарушают конституционное право граждан на свободу передвижения, но и фактически заставляют платить дважды: первый раз – транспортный налог, второй – в кассу платного участка.
Сторонники развития сети платных дорог делают упор на то, что такие трассы нужны самим автовладельцам. Во-первых, потому что они будут идти в обход населенных пунктов, а значит, серьезно сократят расстояние и время поездки. Во-вторых, у них будет хорошее покрытие, что сохранит автомобиль в нормальном состоянии. Платные дороги-дублеры необходимо создавать на особо загруженных трассах с тем, чтобы снять напряженность.
Преимущества платных дорог очевидны: развитая инфраструктура около построенной трассы (заправки и кафе через каждые несколько километров), всегда хорошее дорожное покрытие (без ям и выбоин, потому что за ним следят), большое количество полос движения (до 5-6 полос в одну сторону на загруженных трассах). Платные дороги могут оказаться более благоприятными при дальней поездке и в итоге автолюбитель, потративший на проезд, сможет существенно сэкономить время. На платных дорогах существенно повышается скорость движения. Причем как людей, так и грузов, перевозимых по дорогам. Хорошие дороги – это несомненный толчок к развитию многих сфер бизнеса: туризма, торговли, сельского хозяйства, пищевой промышленности, собственно транспорта.
Вообще, у платных дорог один минус – взимание денег за проезд. Но он перекрывается множеством плюсов: оплачивая использование дороги, водители позволяют бюджету направлять освободившиеся деньги на ремонт и строительство непривлекательных для частных инвесторов дорог; затраты на строительство и содержание дороги распределяются между всеми пользователями дороги равномерно и зависит лишь от частоты использования; проезд по платной дороге оплачивают не только жители ближайших населенных пунктов, а все водители, проезжающие по данному участку. Оплата за проезд на таких дорогах зависит от типа транспортного средства, от времени суток и от дня недели.
Рынок платных дорог в России, в отличие от европейских стран, только начинает формироваться. Однако новых гигантских проектов по строительству платных трасс в скором времени ожидать не стоит, считает член правления НП «Национальное объединение технологического и ценового аудита» Борис Ярышевский. Он полагает, что такие проекты будут развиваться только там, где для этого достаточно автомобилей. Появления массовых региональных платных автострад он не ожидает.
«Скорее всего, там будут строить не платные дороги, а короткие участки, по которым можно будет объехать сложный участок на бесплатной трассе», – заключил Ярышевский.