Получайте
новости первыми

  • 08 Августа 2016г.
  • «Союз автошкол» обратил внимание на экологические проблемы в автомобильной сфере

Одним из наиболее значимых аспектов городской жизни москвичи считают экологию. Большинство (почти 80%) жителей столицы в плохой экологии в городе винят автомобильный транспорт. При этом половина горожан уверены, что запрет на продажу топлива классом ниже «евро-5» улучшил ситуацию. Полный запрет на оборот «евро-4» введен в середине 2016 года. Решение экологической проблемы жители мегаполиса видят также и в ограничениях для движения автомобилей. 21% респондентов поддерживают в этом контексте запрет на движение в городе старых машин, а 15% уверены, что проблему можно решить, ограничивая число въезжающих в центр Москвы транспортных средств.

В сознании горожан снижение негативного воздействия связано в первую очередь с ограничительными мерами для движения автомобилей. Ежегодно в городе выбрасывается порядка 1 миллиона тонн вредных веществ, и 930 тысяч тонн из них — это выхлопные газы. Более 93 процентов выбросов загрязняющих веществ в Москве приходится на автотранспорт. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 наименований вредных веществ, в том числе канцерогенных. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных колодок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты. При работе автомобильного двигателя в атмосферу выбрасываются газы, содержащие около 60 различных веществ, в том числе токсичные вещества: окись углерода, окислы азота, углеводороды и др., при применении этилированных бензинов — соединения свинца.

Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов. С точки зрения наносимого экологического ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздействия: загрязнение воздуха – 95%, шум – 49,5%, воздействие на климат – 68%.

Экологические проблемы, связанные с использованием традиционного моторного топлива в двигателях транспортных средств, актуальны не только для России, но и для всех стран мира. Во многих странах мира приняты жесткие требования по экологизации автотранспорта. В результате за последнее время количество вредных веществ в отработанных газах автомобилей за рубежом снизилось примерно в 2 раза, а всего за последние 40 лет содержание токсичных компонентов уменьшилось на 70%. В настоящее время многие зарубежные моторостроительные фирмы взяли курс на решение задачи достижения нулевой (Zero) токсичности отработанных газов. Их многолетний опыт показывает, что добиться этого можно только в случае использования альтернативных (не нефтяных) видов моторного топлива. Именно поэтому, практически все перспективные экологически чистые автомобили, проектируются под альтернативные виды топлива.

Роль государства в вопросах экологизации автотранспорта особенно красноречиво видна на примере США. За последнее время там принят ряд законодательных актов, в которых самое пристальное внимание уделяется проблеме улучшения экологической обстановки в городах и населенных пунктах.

В их числе:

  • Закон «Об альтернативном моторном топливе»,
  • Закон «О чистом воздухе»,
  • Закон «Об энергетической политике».

На основе этих законов Министерство энергетики США значительно расширило научно-исследовательские работы в секторе потребления энергоресурсов в автотранспорте и разрабатывает новые программы по ускоренному широкомасштабному использованию альтернативных видов топлив.

В нашей стране экологические проблемы в автотранспортной сфере обсуждаются редко. В 2014 году премьер-министр России Дмитрий Медведев поддержал идею реформировать транспортный налог и привязать его, прежде всего, к экологическому классу. Итогом этих обсуждений стало опубликованное 5 августа 2014 года Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года №730 г. Москва «О внесении изменений в технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 января 2012 г. №2».

Попытки внедрить экологический налог в России вызвали полярно различные мнения. Многие считают данную меру излишней ввиду того, что большая часть автомобилей и так соответствует современным нормам, но при этом должна заправляться топливом соответствующего экологического класса. Эксперты полагают, что такая налоговая реформа может привести к существенному увеличению налогового бремени для автовладельцев и увеличению инфляции. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и то, что основной удар придется по семьям с низким уровнем доходов. Все же старые автомобили, как правило, эксплуатируют не из-за желания автовладельца, а в связи с финансовыми трудностями, которые не позволяют купить новое авто. Волноваться владельцам автомобилей пока рано. На внедрение нового налога потребуется срок порядка пяти-семи лет. Кроме того, государству придется прибегнуть к системе стимуляции и помощи гражданам в покупке новых автомобилей, как уже было сделано в Европе. Впрочем, следует отметить, что экологический налог не преследует своей целью снижение предыдущего транспортного налога, а потому существенных преференций ждать все равно не стоит. В теории, налоговая ставка может возрасти в 10-15 раз, что станет очень серьезным бременем для автовладельцев.

С целью уменьшения загрязнения атмосферы совершенствуются существующие двигатели внутреннего сгорания, разрабатываются новые типы таких двигателей, исследуется возможность замены на автомобилях двигателей внутреннего сгорания другими видами энергетических установок. С экологической точки зрения водород – наиболее перспективное топливо для автомобилей. Также значительно улучшат состояние окружающей среды и набирающие популярность электромобили. Этот вид автомобилей не потребляет углеродсодержащее топливо и не загрязняет воздух отработавшими газами, работает почти бесшумно, неогнеопасен и легко управляется. Недостатки, связанные с высокой стоимостью автомобиля, отсутствием инфраструктуры, небольшим пробег между заправками, большей массой автомобиля по сравнению с автомобилем с ДВС пока что тормозят повсеместное использование электромобилей.

Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха эксперты также рекомендуют создание вдоль дорог полосы зеленых насаждений. Плотная зеленая стена лиственных деревьев с подростом и кустарником в нижнем ярусе изолирует транспортный коридор, дает дополнительную площадь озеленения, особенно полезную в городских и промышленных зонах. Но у этого метода есть и свои недостатки. Эксперты по безопасности движения Некоммерческой организации «Союз автошкол» считают, что однообразные стены вдоль дороги, хотя и зеленые, утомляют водителя, закрывают окрестности.

«За зелеными насаждениями нужен постоянный уход. У нас, зачастую, он не выполняется, и защитная полоса превращается в свалку мусора или дикий бурелом. Основным источником шума в городах является автомобильный транспорт. Шум создается главным образом от выброса в атмосферу отработавших в двигателе газов и от взаимодействия шин с дорогой», – считает Председатель Правления «Союза автошкол» Александр Ачкасов.

Не остались в стороне от решения экологических проблем и Центры Организации Дорожного Движения. Теперь бороться с загрязнением воздуха помогут дорожные камеры. Средства фотовидеофиксации будут следить за соблюдением правил въезда в зоны с ограничением по экологическому классу. Камеры будут получать нужную информацию, считывая номерные знаки.

Правительство РФ уже этой осенью может предоставить регионам право самостоятельно вводить зоны с ограничением въезда по экологическому классу. В таких районах появятся специальные дорожные знаки. Движение транспортных средств, экологический класс которых ниже требуемого, в подобных зонах будет запрещен. Будут, впрочем, и исключения — например, для автомобилей МЧС, МВД и других ведомств.  Сначала норма будет работать номинально, так как автомобилистам потребуется время, чтобы привыкнуть к новым правилам. Только после этого можно будет вводить в Кодекс об административных правонарушениях штрафы для водителей. Размер возможных взысканий пока не оговаривается.

Помимо этого камеры на дорогах будут штрафовать и за выброс мусора на ходу из автомобилей. Такую функцию получат камеры в Подмосковье. Камеры смогут фиксировать выброс мусора из машины на ходу, а также во время остановки или парковки. Кроме того, штрафные постановления будут выписываться за мойку машины в неположенном месте, слив топлива и масел и загрязнение стоянки. С этой целью для системы фото и видеофиксации будет создано новое программное обеспечение.

Согласно подмосковному закону «О государственном административно-техническом надзоре», штраф за сброс мусора «вне отведенных и не оборудованных для этой цели мест, в том числе из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения» составляет 4-5 тысяч рублей для граждан. Если водитель во время стоянки или ремонта, а также при перевозке грузов рассыпал отходы либо масло или другие технические жидкости, то обязан заплатить от 3 до 5 тысяч рублей. Говорить о штрафе с камер за выброс мусора на федеральном уровне пока что рано, однако водителям не стоит расслабляться.