Получайте
новости первыми

  • 20 Августа 2016г.
  • Приоритет дорожных знаков и разметки. «Союз автошкол» разобрался в ситуации

10_znak_i_razmetkaНа днях в Государственную Думу внесен законопроект, освобождающий от ответственности водителей в случае, если те нарушили Правила дорожного движения в условиях противоречия знаков и разметки. Простить автомобилистам неоднозначные нарушения предлагает заместитель председателя фракции ЛДПР Ярослав Нилов, внесший законопроект на рассмотрение парламентариев и предложивший дополнить КоАП РФ новой статьей:

«Водитель освобождается от ответственности в случае, если будет установлено, что нарушение было связано с «противоречиями в требованиях разметки и дорожных знаков» либо с «нарушением требований нанесения разметки проезжей части дороги и установки знаков» (например, не была установлена предупреждающая табличка перед стационарной камерой контроля скоростного режима).

Доказательством невиновности водителя может служить фотография, где зафиксированы знак и разметка, противоречащие друг другу.

Случаи нарушения требований нанесения разметки проезжей части и установки знаков распространены. В Москве, по словам депутата, типичной является ситуация, когда рядом с нанесенной на проезжую часть разметкой для парковки установлен знак «Остановка запрещена». В 2015 году столичная прокуратура провела проверку, выяснив, что многие знаки в столице установлены с нарушениями.

«Невнимательное отношение лиц, ответственных за установку знаков и нанесение разметки, к выполнению требований организации дорожного движения приводит к тому, что водители необоснованно привлекаются к ответственности»,— говорит  Нилов в пояснительной записке к законопроекту.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов поддержал идею Ярослава Нилова.

«Это поможет людям, которые попадают в парковочные ловушки, где знаки не соответствуют разметке,— говорит он.— Думаю, что в связи с принятием поправки исчезнут и ловушки в местах проведения ремонта, где также наблюдается масса противоречащих друг другу знаков».

Согласно действующим Правилам дорожного движения, «в случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками». «В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками». «В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки».

Таким образом, самыми главными в сложных ситуациях являются временные дорожные знаки. У них приоритет над всеми другими условными обозначениями. Вторые по значимости – постоянные дорожные знаки, которые главнее любой разметки и временной и постоянной. И последнее, чем нужно руководствоваться – это постоянная дорожная разметка, которая уступает по значимости временной.

Временными являются знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18 – 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 – 3.16, 3.18.1 – 3.25, окрашенные в жёлтый цвет и установленные в местах проведения дорожных работ. Временная разметка наносится оранжевой краской, которая может иметь диапазон оттенков от красного до жёлтого. Её нельзя путать с постоянной разметкой 1.4, 1.10 и 1.17 жёлтого цвета. Основой для постоянных знаков и разметки является белый цвет. Временным дорожным знаком не считается тот, который примотан скотчем к стойке или тот который прикреплен на дереве. Знаки должны быть закреплены правильно.

Многие водители попадают в «знаковую» ловушку, так как на дорогах всё ещё встречаются ситуации, когда указания дорожных знаков и разметки противоречат друг другу. Типичных таких ситуаций можно выделить несколько. Это выезд на полосу встречного движения с прерывистой разметкой 1.5 и знаком «Обгон запрещён», выезд на полосу встречного движения со сплошной полосой разметки после знаков «Конец зоны запрещения обгона» 3.21 и «Конец зоны всех ограничений» 3.31 и выезд на встречную полосу при объезде ремонта дороги.

Одним из наиболее ярких примеров является недопустимая комбинация двойной сплошной разделительной полосы (1.3) и временного знака поворота (4.2.2). Знак указывает на то, что необходимо переехать эту двойную сплошную. В подобной ситуации приоритет имеет временный знак и на него необходимо строго ориентироваться.

Другой пример – установлен знак «Обгон запрещен» (3.20) и нанесена горизонтальная прерывистая разметка (1.5). С одной стороны, рисунок на дороге не запрещает выезд на встречную полосу. Но это действие запрещает знак, обгонять нельзя. А вот выехать с целью объехать препятствие (например, сломанный автомобиль, яму) или выполнить поворот налево возможно. Против водителя не должно быть принято никаких санкций со стороны инспекторов ГИБДД, поскольку объезд препятствия не создает аварийную ситуацию на дороге. Еще один нюанс, связанный со знаком 3.20, про который необходимо знать – это то, что участок дороги, на который распространяется его действие, не регламентируется. В соответствии с современной редакцией правил – он перестает быть действительным после того, как заканчивается аварийно-опасный отрезок. А вот когда этот участок закончится, нужно ориентироваться по другим обозначениям. Наиболее простой вариант, если в паре со знаком 3.20 устанавливают еще один – «Конец зоны запрещения обгона» (3.21).

В случае установки знака 3.21 вкупе со сплошной горизонтальной полосой (1.1), разметка запрещает выезд на встречную полосу. А знак показывает только окончание зоны запрета обгона, но не означает, что можно обгонять. Поэтому ехать можно только по своей полосе. В данной ситуации условно разметка имеет больший приоритет, чем знак. Знак только показывает окончание определенного участка трассы, на котором запрещен обгон. А разметка регламентирует возможность движения по этому отрезку.

В большинстве случаев каждый элемент дороги соответствует другим и вопрос: «Что главнее – дорожный знак или разметка?» не возникает. В обычной ситуации дорожные знаки и разметка дополняют друг друга. Но если создается нестандартная обстановка, то они могут противоречить друг другу, на первый взгляд. Здесь уже важно понимать, что является более важным в каждой конкретной ситуации. Ничем другим, как знаниями эту ситуацию не разрешить.

Водителям также нужно знать, что с 30 июня 2008 года действует специальное указание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ. Оно предписывает при рассмотрении спорных ситуаций, когда линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, трактовать ситуацию в пользу участников дорожного движения. Также сотрудники ГИБДД должны отслеживать подобные ситуации и сообщать о них соответствующим органам для исправления.

«Союз автошкол» надеется, что с принятием нового законопроекта спорных моментов, касающихся несовместимости разметки и знаков, станет гораздо меньше. Ведь, как гласит народная мудрость, «правил бояться — на дорогу не выезжать»!