Получайте
новости первыми

  • 25 Декабря 2015г.
  • Полная хроника выступлений и затронутых тем 1-го Конгресса автошкол России

SDE_462322 декабря 2015 года в Общественной палате РФ произошло важное событие в сфере российского автообразования – Первый Конгресс автошкол России. Встреча проводилась Комиссией Общественной Палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК совместно с «Союзом Автошкол Москвы». Основных тем Конгресса было две – роль автошкол в безопасности дорожного движения и совершенствование системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами.

Конгресс собрал представителей автообразовательного бизнеса со всех уголков России. В зале присутствовали представители Смоленской, Калужской областей, республики Карелия, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени и других регионов страны. При помощи телемоста в дискуссиях также участвовали делегаты от Красноярского края и Иркутска.

С приветственным словом выступили Председатель Комиссии Общественной Палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков и Председатель Комиссии по безопасности Московской Городской Думы Инна Святенко. Антон Владимирович сообщил, что Общественная Палата РФ – это эффективная площадка для координации взаимодействия профильных ведомств и автошкол для выполнения мероприятий, направленных на повышение безопасности на дорогах России.

«Мы знаем те проблемы, с которыми сталкиваются автошколы, знаем и те проблемы, с которыми сталкиваются граждане, приходящие туда учиться. Понимаем роль, которую играют добропорядочные автошколы в обеспечении безопасности на дорогах, и понимаем, как важно их поддержать», — заявил Антон Цветков.

Инна Святенко рассказала о направлениях работы Комиссии по безопасности Мосгордумы по поддержке мероприятий по снижению аварийности и количества ДТП через реформирование системы подготовки водителей в Москве.

«Мы все понимаем, насколько большую роль в обеспечении дорожной безопасности играет качественное обучение в автошколах, и я благодарю Общественную палату России за то, что на столь значимой федеральной площадке можем обменяться опытом», — сказала она.

Также гостям и участникам Конгресса было зачитано послание от Председателя Московской Городской Думы Алексея Шапошникова.

Выступление заместителя генерального директора ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» Андрея Головатюка было направлено на принятие конструктивных решений, которые будут ориентированы на повышение безопасности на дорогах и развитие городской инфраструктуры.

Следующим спикером стал Председатель правления «Союза Автошкол» Москвы Александр Ачкасов. Александр Викторович подвел итоги проведения ежегодного конкурса «Лучшая автошкола Москвы» и сообщил о планах по организации подобного конкурса на федеральном уровне. Также участники Конгресса узнали о планах и целях «Союза Автошкол» Москвы, перспективах создания общероссийского «Союза Автошкол». Отдельно была затронута тема введения в автошколах Москвы курса о платных парковках. Затем были определены направления и регламент работы Конгресса.

В течение двух сессий эксперты обсудили актуальные вопросы системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилями, профессиональные стандарты преподавателей и многие другие острые вопросы. Отдельно рассматривались проблемы дополнительного профессионального обучения водителей, работающих на коммерческом автотранспорте.

Доклад руководителя экспертной группы Комиссии по безопасности Московской Городской Думы Евгения Скворцова был посвящен двум базовым вопросам: системе отбора и подготовки профессиональных инструкторов по вождению (мастеров производственного обучения), а также введению и вариативности применения понятия «начинающий водитель» и связанных с ним ограничений.  Евгений Алексеевич предложил три ограничения для начинающих водителей: скорость, количество пассажиров и запрет езды по автомагистралям. Спикер отметил, что такие ограничения уже введены и успешно применяются во многих странах мира в отношении начинающих водителей со стажем менее двух лет. В Российской Федерации же единственным требованием к начинающему водителю является знак в виде восклицательного знака, который должен быть закреплен на стекле автомобиля. Также Евгением Скворцовым был предложен ряд ограничений для водителей мотоциклов. По вопросу подготовки инструкторов, Евгений Алексеевич отметил, что ситуация находится в весьма плачевном состоянии. На данном этапе процедура подготовки мастеров производственного обучения представляет из себя курсы, длительностью 100 академических часов. В большинстве регионов РФ это происходит формально. Спикер рассказал об опыте европейских стран, в которых будущие инструкторы проходят полугодовое обучение по высокой стоимости, а также существует отсев кандидатов.

Следующим спикером стал подполковник полиции, начальник 3-го отдела Центра регистрационно-экзаменационной работы, технического надзора и учета автомототранспортных средств ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Анатолий Мисенко. Анатолий Алексеевич сообщил, что его ведомство готово и открыто к диалогу с автошколами. Также выступающий отметил, что существует проблема совместного существования нескольких ассоциаций автошкол в Москве и призвал к реальной помощи и реальной пользе от них.

Президент Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев рассказал о зарубежном опыте построения системы подготовки и допуска водителей и сравнил его с отечественным. В своем докладе Александр Николаевич затронул вопрос исполнения поручений Президента РФ.

Оживленную дискуссию вызвало яркое выступление Председателя правления Карельской Республиканской Ассоциации «За безопасность дорожного движения» Жанны Беляевой. Жанна Николаевна затронула острую тему демпинга и неоправданного снижения цен на обучения в автошколах страны и предложила пути решения этой наболевшей проблемы. По мнению Жанны Беляевой, демпинг является национальным бедствием. Это не экономическое понятие, – заметила докладчица, – а признак слабости директоров автошкол, их нежелание работать. По ее словам, проблема в том, что пришел кризис и сейчас достигнута нижняя точка. Ситуация на сегодня такова, что стоимость работ равна или ниже себестоимости. Автошколы, особенно в регионах, не могут развиваться. Им не на что это делать. Жанна Николаевна выразила мнение, что низкая цена возможна только в том случае, если не выполняются учебные теоретические и практические программы. Для поддержания достойной и честной цены, по словам Жанны Беляевой, нужно заниматься пропагандой среди населения, полноценной информационной компанией и работой с органами Федеральной Антимонопольной службы. Альтернативу Жанна Николаевна видит либо в закрытии бизнеса, либо в создании «эконом-автошкол», в которых будут заведомо худшие условия для обучения будущих водителей – плохие машины, плохо подготовленные инструкторы.

Следующим спикером стала ученый секретарь АНО «Научно-методический центр подготовки водителей», доцент МАДИ Галина Быкова. Бурное обсуждение последовало и после ее доклада, в котором Галина Павловна рассказала о мировых инновациях в сфере допуска водителей к участию в дорожном движении. По ее словам, есть несколько мировых тенденций: минимум требований к подготовке и максимум требований к допуску. Система допуска водителей ужесточается во всем мире, с трехэтапной до 5-6-этапной. Цель едина: выпустить безопасного водителя. Также Галина Быкова рассказала о тенденции увеличения возраста, с которого разрешается управлять транспортными средствами в полном объеме. Ещё одной тенденцией является система штрафных баллов. Водительское удостоверение во всем мире – это кредит доверия государства человеку, что он будет объективно и адекватно вести себя на дорогах. Данная система повсеместно вводится не вместо административных наказаний и штрафов, а вместе с ними. Участники Конгресса предложили Галине Павловне ряд тем для дальнейших аналитических исследований.

Заведующий научно-исследовательским отделом НИИАТ Олег Съедин рассказал о создании и внедрении государственной системы допуска водителей к перевозкам на коммерческой основе.

Представитель Московского отделения ДОСААФ также коснулся вопросов демпинга и подготовки водителей коммерческого транспорта.

Затем участникам и гостям Конгресса был представлены доклады исполнительного директора Межрегиональной общественной организации поддержки и развития деятельности в области транспортного образования и безопасности дорожного движения «Транспортное образование нации» Александра Сальникова и начальника Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России Евгения Мухина. Они рассказали об истинных и ложных целях в действующей системе подготовки водителей и единой федеральной базе данных о лицах, начавших обучение в автошколах и о выданных им свидетельств об окончании. Евгений Михайлович также затронул вопросы методик подготовки мастеров производственного обучения и методик сдачи экзаменов будущими водителями.

После небольшого перерыва началась вторая сессия Конгресса. Был устроен телемост, благодаря которому в дискуссии смогли участвовать Президент региональной ассоциации автошкол из Красноярска Константин Медведев и Председатель правления Байкальской ассоциации автошкол Владимир Свиридов из Иркутска. Константин Михайлович поднял актуальный вопрос о тахографах на автомобилях, готовящих водителей категории С, однако конкретного ответа от участников форума не получил. «Союзом Автошкол» в лице Председателя правления Александра Ачкасова была обещана помощь в решении данного вопроса.

Также во второй сессии важно отметить выступления известного автомобильного юриста Владимира Виноградова, заместителя руководителя независимой ассоциации «РФА-Наука» Андрея Судакова, заместителя начальника отдела регистрационной экзаменационной деятельности ГИБДД ФКУНИЦ БДД МВД России Алексея Заостровцева.

Одним из важных итогов встречи стала выработка ряда предложений по совершенствованию системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилями. 

Организаторы и участники 1-го Конгресса автошкол России выразили надежду, что мероприятие станет регулярным на ежегодной основе.