-
04 Марта 2022г.Кого ожидает принудительный техосмотр?
-
16 Февраля 2022г.Стали известны новые штрафы с марта этого года
-
14 Февраля 2022г.Дорожная полиция напомнила о серьезном нарушении
- 15 Июня 2016г.
Ведомство предложило в очередной раз реформировать систему проведения техосмотра в России. Разработка проекта изменений в федеральное законодательство была поручена ведомству по итогам заседания президиума Госсовета, прошедшего в марте 2016 года. Проект поправок в ФЗ был опубликован на портале regulation.gov.ru. Министерство намерено ужесточить контроль над организациями, осуществляющими техосмотр, в связи с ростом аварийности из-за технически неисправных автомобилей.
В МВД предлагают сменить контролирующий орган и ужесточить проверки. В частности, чиновники хотят передать право аккредитовать операторов техосмотра от РСА к Росаккредитации, наделенной правом плановых и внеплановых проверок, расширения или сокращения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованных лиц и прекращения аккредитации. Кроме того, законопроектом устанавливается обязанность проведения выездных аккредитационных комиссий с обязательным участием в них МВД России.
Согласно статистике, на которую опираются в Министерстве, на дорогах страны заметно растет количество ДТП с участием технически неисправных транспортных средств, в основном автомобилей и мотоциклов.
«Количество погибших и раненых в таких дорожно-транспортных происшествиях за последние четыре года существенно возросло: погибших — на 91%, раненых — на 156%», — отмечают авторы инициативы.
В число главных неисправностей, приводящих к авариям, по данным чиновников, входят повреждения тормозной системы, световых приборов, рулевого управления, ходовой части, а также недопустимый износ покрышек.
На сегодняшний день около половины российских водителей не проходят ежегодный техосмотр. Корень проблемы чиновники видят в некачественном или вовсе фиктивном техосмотре.
«Производственные аспекты деятельности операторов техосмотра остаются вне сферы контроля, что способствует расширению практики предоставления потребителям некачественных услуг, созданию недобросовестной отраслевой конкуренции, распространению массовой фальсификации сведений о проведении техосмотров и дискредитации самого института технического осмотра», — констатируют разработчики документа.
По информации «Движения автомобилистов России», более 63 % владельцев автомобилей России получают диагностические карты неформальным путём.
Технический осмотр транспортных средств – это проверка технического состояния транспортных средств, в том числе их частей и элементов их дополнительного оборудования, на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за её пределами. Порядок и сроки прохождения техосмотра регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 2011 года №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон значительно упростил жизнь автомобилистов – на регулярный техосмотр автомобиля был фактически введён мораторий. На деле проходить ТО нужно, но требуется он только для покупки полиса ОСАГО, ездить без которого уже нельзя. Именно поэтому контроль за работой операторов техосмотра и был передан страховщикам, которые должны быть финансово заинтересованы в том, чтобы страховку не мог приобрести владелец неисправной машины или мотоцикла, что повышает риск попадания в ДТП.
Вся история техосмотра прописывается не только на бумаге, но и заносится в электронную базу данных – ЕАИСТО, где хранится в течение 5 лет, поэтому утерянная карта восстанавливается у любого оператора технического осмотра. Составляет «анамнез» машины технический эксперт. Диагностическая карта – это документ, в котором записаны осмотренные и проверенные рабочие узлы машины, то есть история техосмотра средства передвижения. Карта создаётся в двух экземплярах – один отдаётся владельцу машины, а второй хранится у эксперта минимум 3 года. Карта продолжает действовать даже при смене владельца автомобиля.
За последние годы техосмотр претерпел серьезные изменения, он стал проще, понятнее и доступнее, и сейчас пройти его можно быстрее, чем раньше. Долгое время прохождение техосмотра было серьезной проблемой для каждого владельца автомобиля, главная причина – огромные очереди на пунктах ТО, в которых водителям приходилось стоять буквально сутками. Отстояв очередь и заплатив денег, автолюбитель получать талон ТО, который обязательно должен был присутствовать в автомобиле. Бывалые шоферы вспоминают это время с ужасом, и все согласны с тем, что современные правила техосмотра куда более просты.
С чего же началась история техосмотра в России? Согласно официальным источникам, впервые о техническом состоянии транспортных средств в нашей стране заговорили еще во второй половине XIX века, и тогда это относилось к гужевому транспорту – к каретам, коляскам и другим экипажам. Уже в 1869 году был принят документ, обязывающий проходить все экипажи, используемые для пассажирских перевозок, ежегодный технический осмотр. Обер-полицмейстером северной столицы были введены в действие правила для извозчиков и правила для содержателей общественных карет. Этими документами полиция обязывалась проводить ежегодный осмотр конных экипажей и выдавать свидетельства на право их использования, устанавливались требования к процессу движения и стоянке транспортных средств, объявлялись санкции к нарушителям в соответствии с действующим законодательством.
В 1895 г. по улицам Санкт-Петербурга проследовал первый автомобиль с бензиновым двигателем, приобретенный за границей, а уже 11 сентября 1896 г. министерство путей сообщения России приняло постановление №7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». От этой даты можно отсчитывать начало действия в России правил движения автомобилей. В соответствии с указанным постановлением при каждом самодвижущемся экипаже должно было находиться удостоверение, свидетельствующее о его технически исправном состоянии. Для получения этих удостоверений владельцам предписывалось проводить периодические проверки экипажей «тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов на пароходах, плавающих по внутренним водам». Тем самым вводился обязательный технический осмотр.
В начале XX века в России были разработаны правила по обеспечению безопасности уличного движения. Согласно им для получения права езды на автомобилях комиссия городской управы проводила технический осмотр автомобилей, медицинское освидетельствование кандидата в водители и проверку его знаний. После этого выдавалось разрешение на право использования автомобиля, его управление, а также номерной знак. Технический осмотр автотранспорта в дальнейшем проводился не реже одного раза в год.
С течением времени правила прохождения техосмотра несколько раз менялись, что-то вводилось, что-то упразднялось, и вот, 3 июля 1964 года министерством охраны общественного порядка РСФСР в соответствии с предоставленными полномочиями были утверждены «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», которыми в полной мере учтены требования международных документов о дорожном движении. 6 июля Совет министров РСФСР во исполнение поручения союзного правительства по согласованию с советами министров союзных республик и КГБ при Совете министров СССР утвердил, в частности, единые для всей территории СССР правила проведения технических осмотров автомобилей и мотоциклов. С 1 февраля 1974 г. были введены в действие новые правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов, а 19 декабря 1988 г. утверждены новые «Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов». В 2012 году (отдельные нормы вступали в силу 1 января и 30 июля) были приняты новые правила, которые кардинально изменили технический осмотр транспортных средств.
Система, объединяющая функции контроля движения и периодической проверки технического состояния транспортных средств, на европейском континенте, помимо России, сохранилась только в Турции. В Европе действует практика непричастности полиции к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией. Процедура техосмотра в них в среднем занимает полчаса и стоит около 70 евро. В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4-х лет. В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. В Нидерландах и Швеции автомобили освобождены от техосмотра первые три года от даты выпуска, машины старше 3 лет проходят ТО раз в два года. В США необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. В Японии обязательный техосмотр предписан для автомобилей старше трех лет. Проходить ТО необходимо раз в два года. В Китае единой системы техосмотра не существует, а в Австралии техосмотр необходим лишь при постановке на учет или смене владельца.
В России обязанность проходить государственный технический осмотр возложена на водителей транспортных средств. Купленный новый или подержанный автомобиль должен быть предоставлен для прохождения техосмотра в течение 30 суток с момента регистрации в ГИБДД. В ходе инструментального контроля с помощью специального оборудования проверяется соответствие состояния и комплектации автомобиля основным положениям по допуску транспортных средств.
В «Союзе автошкол Москвы» уверены, что техническое состояние транспортного средства важно не только для его владельца, но и для других участников дорожного движения – от технического состояния зависит безопасность, а она, как известно, превыше всего.
«До недавнего времени ездить без талона техосмотра автомобиля означало подвергаться штрафам буквально на каждом посту ГИБДД. Казалось бы, зачем проходить регулярные проверки, когда автолюбитель знает собственную машинку как родную ладонь? Ответ прост: прохождение ТО означает, что автомобиль не создаст аварийную ситуацию по причине неисправности рабочего узла, то есть регулярный осмотр гарантирует безопасность движения на дороге, – рассуждает Председатель Правления Союза Александр Ачкасов. – А вообще, если быть откровенным, то прохождение технического осмотра автотранспорта также необходимо, как регулярные походы к терапевту – просто для профилактики, ведь многие проблемы гораздо легче предупредить, чем потом развязывать клубок последствий».
В настоящее время инициатива МВД проходит процедуру общественного обсуждения.