Получайте
новости первыми

  • 10 Ноября 2014г.
  • Лицензирование автошкол. Итоги.

Убедиться в том, что у автошколы есть лицензия – это первый совет, который дают почти все руководства по выбору автошколы. Логика понятна: выпускник автошколы, придя в ГИБДД для сдачи экзаменов, просто не сможет этого сделать, если такого документа у автошколы не было. Однако реформа в сфере подготовки водителей внесла свои коррективы в получение лицензий автошколами. Проще говоря, с некоторого момента автошколы просто не могли получить лицензию и на законных основаниях вести обучение курсантов. Понятно, что такая ситуация не способствовала стабильной работе школ: ведь никто не мог быть уверен, что автошкола завтра просто не закроется в одночасье.

Об истории вопроса

Реформа кардинально изменила процесс подготовки водителей. 1 сентября вступили в силу поправки в закон об образовании, а 5 ноября – в закон о безопасности дорожного движения. Оба закона, как многие помнят, нуждались в подзаконных актах, которые не были утверждены. А позже, обсуждались в виде проектов.

К осени же вступили в силу лицензионные требования к учреждениям, занимающимся образовательной деятельностью. Автошколам в том числе. В них можно найти и требования к учреждениям. Некоторые из требований, на тот момент, оказались просто невыполнимы. Например, для получения лицензии требовались программы подготовки водителей, которые так и не были приняты. Невозможно получить лицензию стало и без акта ГИБДД о соответствии материально-учебной базы этим программам.

Новые требования изменят рынок

Увидев требования к технической оснащенности образовательного процесса, директора тут же пытались прикинуть примерную сумму, в которую обойдутся новшества. Для небольших школ такие траты, мягко говоря, грозили быть «чувствительными». Автошколам предстоит закупить немало дорогостоящих технических средств обучения курсантов:

  • Компьютеры и средствами отображения информации (проектор, экран) с программным обеспечением,
  • аппаратно-программные комплексы для медицинского осмотра. С их помощью каждый ученик будет проходить психологические тесты, которые определят темперамент и устойчивость к стрессовым ситуациям, протестируют психофизиологические качества кандидатов в водители,
  • тренажеры для первоначального обучения навыкам вождения (или его заменяющее учебное транспортное средство),
  • учебные транспортные средства должны быть оборудованы аппаратно-программными комплексами, обеспечивающими аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, фиксирующими действия кандидата в водители и мастера производственного обучения, а так же средства для хранения полученной информации,
  • отлично оборудованные площадками для первоначального обучения вождению автотранспортных средств (автодромы).

Именно требования к автодромам вызвали больше всего вопросов у специалистов и опытных сотрудников. Данные автодромы помимо того, что должны обеспечивать выполнение каждого из контрольных заданий, предусмотренных примерными программами (пока не принятыми), иметь ровное и однородное покрытие, так же быть обустроены техническими средствами организации дорожного движения, обеспечивающими круглогодичное функционирование. На автодромах необходимо предусмотреть искусственное освещение, которое будет работать в темное время суток.

Как отмечают специалисты отдела лицензирования и государственной аккредитации областного департамента образования и науки, новые требования являются обязательными для исполнения и с начала июля текущего года должны предъявляться ко всем образовательными учреждениями и организациям, осуществляющими подготовку водителей транспортных средств, и имеющим намерение получить лицензию на образовательную деятельность.

А пока программ нет…

Отсутствие принятых программ обучения создало благоприятную атмосферу для слухов и домыслов. Время от времени в прессе или на специализированных форумах можно встретить информацию о проведении контрольно-надзорных мероприятий в ряде субъектов страны Рособрнадзором. После которых автошколы, не имеющие соответствующих согласований ГИБДД МВД РФ, привлекаются к административной ответственности (штрафы, отзыв лицензии). Что, конечно, будоражит общественность и способствует умножению страхов.

Некоторым из автошкол повезло больше: лицензии, полученные до 1 июля 2009 года действительны до окончания срока действия. Такие школы проверяющие органы пока не трогают. В сложных условиях оказались автошколы, которые, которые только собрались открываться и не успели получить лицензию. Им приходится в «холостую» содержать материально-техническую базу (уже вложив немало средств), нести убытки за аренду, ожидая изменения ситуации.