Получайте
новости первыми

  • 29 Мая 2016г.
  • Как и за что будут штрафовать «опасных водителей»

На днях сеть Интернет вновь всколыхнуло «дорожное» видео. «Золотая молодёжь» на автомобиле Geländewagen устроила настоящие гонки с полицией в столице. Молодые люди намеренно нарушали Правила дорожного движения и вели при этом трансляцию в Интернет. Уходя от правоохранителей, молодые люди неоднократно пересекали двойную сплошную линию разметки и выезжали на пешеходные зоны.

События развернулись 23 мая 2016 года в районе 05:00 на Ленинском проспекте. Иномарка на большой скорости двигалась в сторону области, игнорируя требования сотрудников полиции остановиться. За ними была организована погоня. При задержании полицейские оформили протокол по нескольким статьям: за езду без номерных знаков, выезд на встречную, а также невыполнение требований об остановке. Молодым людям при задержании был выписан штраф 5 000 рублей.

К расследованию инцидента подключилось всё руководство московской полиции. По мнению начальника московской полиции Анатолия Якунина, только штрафом нарушители отделаться не должны были.

«В отношении сотрудников, которые не приняли соответствующих мер и вынесли постановление лишь о штрафах для нарушителей, будет инициирована служебная проверка и будет решаться вопрос о привлечении их к дисциплинарной ответственности», — говорится в сообщении пресс-службы столичного главка МВД.

Анатолий Якунин полагает, что за езду, когда риску подвергаются жизни участников дорожного движения, гонщиков нужно было арестовать как минимум на 15 суток.

Ему вторит и глава Федерации автовладельцев России. Сергей Канаев считает, что для агрессивных водителей, демонстративно нарушающих правила дорожного движения, должны быть предусмотрены жесткие санкции.

«В агрессивном вождении кроется серьезная опасность, что такому примеру последует большое количество других водителей. Чтобы этого избежать, закон должен предусматривать наказание для лихачей в виде крупного штрафа, по нашему мнению, – до 1 миллиона рублей», – заявил он.

Термин «опасное вождение» широко обсуждается в последние месяцы в российском обществе. 31 марта первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов выразил надежду, что постановление правительства об опасном вождении на дорогах будет принято в мае 2016 года. В МВД России во исполнение Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым, подготовлены поправки в Правила дорожного движения, которыми, в частности, предусматривается дополнение их понятием «Опасное вождение», которое характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени. В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.

На днях, по итогам общественного обсуждения подготовлена новая редакция постановления правительства (поправки к ПДД) об опасном вождении — документ уже внесен в правительство. В течение двух недель специальная группа экспертов при правительственной комиссии сформирует пилотный вариант библиотеки из наглядных видеороликов с примерами опасного вождения: они будут размещены на специальном интернет-ресурсе.

Поправки к Правилам дорожного движения по поручению премьера Дмитрия Медведева ГИБДД и общественники разрабатывают с 2015 года. Они нужны, напомним, чтобы инспекторы могли бороться с агрессивными водителями, подрезающими автомобили и совершающими другие опасные маневры. В новом варианте расшифровки термина «опасное вождение», который ГИБДД предлагает внести в Правила дорожного движения, таковым предлагается считать резкие перестроения, обгоны и торможения, несоблюдение безопасной дистанции, то есть действия, «создающие угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». При этом под опасным вождением инспекторы предлагают понимать неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом вышеперечисленных действий.

В первоначальной редакции термина, представленной в 2015 году, речь шла о невыполнении требования уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения (при перестроении из полосы в полосу); перестроении при интенсивном движении при всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия). Также сюда относятся несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. Однако Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву этот вариант показался чересчур сложным; по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова были проведены общественные слушания, по итогам которых Госавтоинспекция доработала проект определения.

Как показывает мировой опыт, основные причины скрываются в психических механизмах регуляции деятельности водителя, а точнее – в неумении управлять собой, своим поведением и, как следствие, агрессии и опасном поведении по отношению к другим участникам дорожного движения. В ряде стран Европы, Америке, Японии и Австралии помимо привычных нарушений ПДД существует и перечень недопустимых действий водителя. В частности, это подрезание при обгоне, моргание дальним светом, невключение сигналов поворота, несоблюдение безопасной дистанции, многократная смена полос движения при опережении или обгоне, несоблюдение требования уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, поездки по обочине дороги, злоупотребление звуковым сигналом, оскорбление других водителей, агрессивная мимика и жестикуляция. За такое поведение на дороге наказывают даже строже, чем за привычные нарушения. Водителей, признанных виновными в «опасном вождении», ждут не только большие штрафы и лишение прав, но зачастую и тюремный срок.

В Великобритании опасное вождение карается сроком до двух лет лишения свободы и (или) штрафом, сумму которого назначает суд. В Германии за агрессивный стиль вождения налагается штраф в 250 евро и лишение водительских прав сроком на три месяца. Агрессивное вождение карается штрафами, лишением права управления транспортным средством и тюремным заключением в 11 штатах США. Размер штрафа, который придётся заплатить в различных штатах, колеблется от 500 до 2 500 долларов. Японцы, позволяющие себе агрессивный стиль вождения, караются штрафом и исправительными работами в течение 6 месяцев. Дороже всего проявлять агрессию за рулем на дорогах Австралии, – там за опасный стиль управления автомобилем водителя могут оштрафовать на сумму до 5 500 долларов или лишить водительских прав на срок до трех лет, а за повторное нарушение – лишение прав на срок до 5 лет или административный арест.

В России в качестве санкций за опасную езду обсуждаются варианты от штрафа пять тысяч рублей до лишения прав и уголовной ответственности. По мнению вице-президента «Движения автомобилистов России» Леонида Ольшанского понятию «опасное вождение» не хватает детализации, тогда как оно должно быть максимально полным.

«Самое главное – то, что понятие опасного движения должно быть не в ПДД, а в КоАП. Критерии должны быть объективными, а не субъективными», — пояснил он.

По мнению экспертов, инспекторы будут сами решать, как трактовать такие нарушения, что может привести к росту коррупции.

«Вот человек не уступает дорогу скорой помощи. Инспектор может это расценить, как нарушение на 500 рублей, а может — как опасную езду с лишением прав. Все это приведет к росту коррупции», – согласился координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – Общество и ГИБДД, кажется, не готовы еще к введению такого термина. Идея формулировки «опасного вождения» сейчас не актуальна. Те люди, которые ездили опасно, они будут и продолжать так делать – эти формулировки и наказания ничего не дадут»,— добавил он.

«Не надо прописывать все до мелочей, все равно решение о наказании будет принимать суд,— говорит глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.— Надо сделать так, чтобы статья КоАП «Хулиганство» распространялась и на дорожные маневры. А от субъективной оценки инспектора и судьи мы в любом случае уйти не сможем, ни одна камера не сможет сама распознавать агрессию на дороге. Мы считаем, что задача полиции – направить в суд дело по обвинению в агрессивном вождении, обязательно подкрепленное видеодоказательствами. А уже суд, исходя из доказательств, оценивает степень общественной опасности маневров водителя и определяет меру наказания».

Общественники считают необходимым разделить понятия «опасное вождение» и «агрессивное вождение», что позволит четко сформулировать определение поведения нарушителей, а также отделить умышленное нарушение от неумышленного. «В формулировках этих понятий мы предлагаем сконцентрировать внимание не на характеристиках совершаемых действий, а на возможных последствиях для безопасности участников дорожного движения. В оценках совершаемых действий исходить из уже существующей судебной терминологии, например, «хулиганство» или «угроза», – отметил Канаев.

Свое мнение на этот счет имеют и в московском Союзе автошкол.

«Безопасность дорожного движения зависит от многих факторов, но одним из определяющих аспектов является правосознание, культура поведения и ответственность участников дорожного движения. Человеческий фактор очень важен в определении опасной езды. Безусловно, понятие «опасное вождение» должно быть введено в Правила дорожного движения, это важный шаг, однако, последнее слово, несмотря на некоторое недоверие участников дорожного движения к контролирующим органам, всегда должно оставаться за ГИБДД», – сказал Председатель Правления Союза Александр Ачкасов.

«Формулировка охватывает большой спектр правонарушений. При этом одним из ключевых элементов является факт неоднократности осознанных действий, связанных с элементами опасного вождения, так как однократное действие может быть связано с ошибкой водителя и не подразумевать под собой опасного вождения», — обращает внимание президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.— «Важно, чтобы данная формулировка была подробно донесена до участников дорожного движения и выработаны четкие механизмы фиксации правонарушения, это позволит избежать двоякости толкования, и как следствие, конфликтных ситуаций. Введение данного термина в первую очередь является инструментом профилактики по широкому кругу проблем, связанных с правонарушениями со стороны участников дорожного движения, а не инструментом репрессивного воздействия или ущемления прав водителей».

Окончательное решение по предложениям ГИБДД примет правительство Российской Федерации.