Получайте
новости первыми

  • 10 Апреля 2015г.
  • Россия будет пользоваться Европротоколом

carros-sinistroЕвропейский протокол  – это упрощенное оформление дорожного происшествия, которое можно сделать самостоятельно, без вызова сотрудников полиции, а затем обратиться в страховую компанию. Основание: ФЗ. N 306-ФЗ от 1 декабря 2007г. закон об ОСАГО статья 11.1, регулирует оформление ДТП по европротоколу с 2014 (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ). Часть статьи вступила в силу с 02.08.14, часть после 01.10.14.

С 1 июля 2015 года водителей, которые при легком ДТП без жертв и пострадавших не будут оперативно убирать транспортные средства с проезжей части, будут штрафовать. Основанием для штрафа станут поправки, предусматривающие административную ответственность за «затруднение проезда». Сумма штрафа составит 1 000 рублей. Это должно стать стимулом для автомобилистов активнее пользоваться европротоколом, что, в свою очередь, поможет в борьбе с пробками.

Предпосылки введения

В ряде случаев, к примеру, в снегопад или во время ливневых осадков, сотрудники дорожной полиции не в состоянии вовремя прибыть на место дорожно-транспортного происшествия, что неминуемо приводит водителей к длительным минутам ожидания и созданию неблагоприятной обстановки на дорогах. Одновременно с этим, согласно статистике, более 75 % ДТП относятся к легким авариям, которые могут быть решены при помощи «Европротокола», тем самым снизив загруженность дорожной полиции. (Журнал Авто.ру

Условия оформления по «Европротоколу»

Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта,
  • дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом,
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с «правилами» обязательного страхования. (ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО), статья 11.1).

Лимит возмещения ущерба по «Европротоколу»

В настоящее время лимит выплаты до 50 тысяч рублей. При условии, что договоры ОСАГО и потерпевшего, и виновника заключены не ранее 02.08.2014.

Обладатели полисов ОСАГО, которые были оформлены не ранее 1 октября 2014 года и ДТП произошло в одном из следующих регионов: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях при соблюдении дополнительных условий могут рассчитывать на выплату до 400 тыс. руб (полис ОСАГО может быть оформлен в любом регионе России).  Для этого автомобили должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и место ДТП с применением глобальных навигационных спутниковых систем: ГЛОНАСС или иные системы до 1 января 2017 года, после этой даты – ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами. (ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) п. 4 статья 11.1)

Международный опыт

Европейский протокол действует во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Италии, Португалии, Испании и других странах континента. В Европе идея оформления дорожно-транспортного происшествия без участия представителей дорожной полиции начала реализовываться ещё в 50-е годы прошлого века.

В некоторых странах дорожная полиция вообще не уполномочена заниматься оформлением ДТП, это – прерогатива страховых компаний. Лицевая сторона бланка Европротокола идентична во всех странах, где он внедрён, отличается только языком, на котором напечатан бланк. Это сделано для того, чтобы водители могли быстро сориентироваться в случае, если они попадут в ДТП на территории другой страны.

Авторскими правами на лицевую сторону бланка Европротокола владеет Европейский комитет страхования и, по правилам, каждая страна, которая внедряет у себя такую систему, должна получить согласие на использование бланка в этой международной организации.

Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. В Евросоюзе эта схема действует следующим образом. Компания потерпевшего платит страховку от лица страховщика виновника, а затем взыскивает с него компенсацию за урегулирование. Страховщик виновника обязуется принимать результаты урегулирования, произведенные страховщиком потерпевшего, в случае, если последним были соблюдены единые для всех участников системы стандарты урегулирования страхового случая.

Франция и Бельгия

Во Франции водители – участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесён исключительно автомобилям. То есть в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие). Во Франции без полиции не разобраться, если в результате ДТП нанесён ущерб национальной собственности или нарушено движение на дороге, в Бельгии – если ущерб превышает 8500 евро.

Во Франции пострадавший автомобиль могут отремонтировать ещё до того, как извещение о ДТП попадёт к страховщику. В течение получаса после того, как клиент сообщил своему страховщику об аварии, с пострадавшим связывается представитель компании и договаривается, где и когда можно забрать битый автомобиль для ремонта. В это время страховщик направляет информацию о машине клиента в специализированную сервисную компанию, которая организует подбор ближайшей авторемонтной мастерской. На время ремонта клиент получает от автосервиса бесплатную машину – мастерской такая система выгодна, ведь она получает гарантированный поток заказов.

Германия

В Германии система прямого возмещения не прижилась. В этой стране сильна судебная система, и у граждан есть возможность через суд взыскать с виновника ДТП и его страховой компании компенсацию за причинение морального вреда, возмещение судебных издержек и прочее.

«Европротоколом» в Германии урегулируется большинство происшествий на дорогах. По закону присутствие полиции на месте обязательно лишь в том случае, если причинён вред жизни и здоровью участникам дорожного движения. В том случае, если имеет место материальный ущерб, полиция должна будет приехать по вызову, однако, если полицейские выяснят, что размер ущерба незначителен, то могут приехать спустя довольно значительное время.

Кроме того, в Германии существует такая вещь, как «совместное несение бремени страховых выплат». Часто возникают такие ситуации, когда с первого взгляда непонятно, кто же виновен в аварии. В этих случаях нужно разбираться экспертам, процесс затягивается. В целях интереса пострадавших в ДТП, вынужденных в этой ситуации, и было разработано вышеупомянутое соглашение, по которому клиент страховой компании получает деньги быстро. А дальше страховые компании уже разбираются самостоятельно.