1. При проведении экзамена на право управления транспортными средствами существенно повышается вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием как транспортных средств, используемых для проведения экзамена, так и других транспортных средств, оказавшихся в зоне экзаменационного маршрута. Участники дорожного движения не должны подвергаться дополнительному риску из-за того, что на улицах, которыми они пользуются в ходе повседневных поездок, ужесточились условия приема практического экзамена, вобравшего в себя упражнения, которые ранее выполнялись на закрытой площадке. В проекте Постановления этому вопросу уделено определенное внимание. В частности, указано, что «места для выполнения маневров…следует предусматривать на участках дорог с малоинтенсивным движением, на тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки и (или) на территориях… ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов». К сожалению, возможность реализовать это требование имеется далеко не на всех экзаменационных маршрутах, а проводить практический экзамен в местах, «ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов», не позволяют действующие Правила дорожного движения, в которых не предусмотрены дорожные знаки, делающие исключения для учебных транспортных средств.
2. Время предоставления государственной услуги по приему экзаменов на право управления транспортными средствами может не только не сократиться с отказом от приема экзамена на закрытой площадке, но значительно увеличиться за счет увеличения количества проверяемых навыков, более сложной компоновки экзаменационного маршрута, а также необходимости задействовать участки с интенсивным и загруженным транспортным потоком.
3. Осуществление приема экзаменов по категориям С, D, ВЕ, СЕ, DЕ, с учетом предлагаемых изменений, представляется крайне проблематичным. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий С, Д, ВЕ, СЕ, ДЕ для выполнения маневров и действий, определенных подпунктами «о»-«с», требуется до 60 метров свободного пространства с отсутствием иных транспортных средств и запрещающих остановку дорожных знаков. В г. Москве практически отсутствует возможность найти свободный участок дороги такой длины.
4. Выполнение ряда предлагаемых маневров, включенных в практический экзамен, противоречит действующим Правилам дорожного движения, накладывающих определенные ограничения на учебную езду. Например, движение задним ходом с поворотом под углом 90 градусов с сохранением соответствующей полосы движения –
5. Требует дополнительной проработки и уточнения предлагаемая проверка навыков движения со скоростью более 60 км/ч, поскольку далеко не в каждом населенном пункте Российской Федерации и далеко не в каждом МРЭО имеются поблизости автомагистрали с разрешенной скоростью движения свыше 60 км/ч, а также условия для езды с такой скоростью. Не следует забывать, что отработка таких навыков должна стать и частью программы обучения водителей.
Для доработки проекта Постановления, выявления и устранения противоречий в тексте документа, уточнения механизмов реализации предусмотренных требований, необходимо создание рабочей группы из представителей МВД и профессионального сообщества автошкол.Экспертами Союза автошкол предложен ряд мер по совершенствованию предлагаемых нововведений.