-
16 Февраля 2022г.Стали известны новые штрафы с марта этого года
-
14 Февраля 2022г.Дорожная полиция напомнила о серьезном нарушении
-
02 Февраля 2022г.Штрафы за скорость стали приходить с чужих машин
- 21 Октября 2016г.
Концепция совершенствования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, как результат эффективного взаимодействия государства и некоммерческих организаций.
1. Введение
Данная Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в в 2013 – 2020 годах», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий», Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», а также с учетом опыта зарубежных стран в области подготовки и допуска водителей транспортных средств и мнения профессионального автомобильного сообщества.
Целью Концепции является определение стратегических направлений в системе подготовки и допуска водителей транспортных средств, с участием некоммерческих организаций, как определяющего элемента повышения безопасности дорожного движения.
Условием достижения цели является решение следующих задач:
- совершенствование государственной политики в сфере подготовки и допуска водителей ТС;
- увеличение доли участия некоммерческих организаций в системе подготовки водителей ТС;
- подготовка законопослушного и компетентного участника дорожного движения и развитие культуры вождения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995-р была утверждена концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», где безопасность дорожного движения представляет собой одну из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации.
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
Решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год назвал одной из актуальных задач развития страны.
Также 20 февраля 2015 года Президент подписал перечень поручений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых:
- рассмотреть вопрос о целесообразности и сроках подготовки проекта федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации»;
- завершить формирование нормативной правовой базы, предусмотренной Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», регламентирующей вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения;
- завершить создание на территории Российской Федерации единой информационной базы, содержащей сведения о гражданах, у которых выявлены медицинские противопоказания или медицинские ограничения к управлению транспортным средством;
Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения также решаются в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175, которая ставит цель по формированию условий для обеспечения равного доступа инвалидов (наравне с другими) к транспорту, информации и связи, а также объектам и услугам, предоставляемым населению. Мероприятия государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» носят адаптационный характер и нацелены на решение инфраструктурных проблем пользования людьми с ограниченными возможностями транспортной системой в целом.
В рамках реализации Программы предусматриваются мероприятия, целью реализации которых станет решение организационных и образовательных проблем безопасного участия людей с ограниченными возможностями в дорожном движении (создание системы обучения людей с ограниченными возможностями пользоваться специальными автотранспортными средствами в качестве водителя и пассажира, а также решение ряда организационных проблем, связанных с допущением их к участию в дорожном движении и обучением).
Механизм реализации любых программ должен базироваться исключительно на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных некоммерческих организаций.
2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
Анализ отечественного опыта безопасности дорожного движения позволил выявить следующие условия обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах: необходимость разработки нормативно-правового обеспечения, включающего федеральные и региональные законодательные акты; необходимость активизации деятельности ведомств и комиссий, ответственных за безопасность дорожного движения, по всей «управленческой вертикали»; необходимость организации информационно-пропагандистской работы в целях повышения правового сознания, концентрации внимания населения на безопасности дорожного движения, усвоения основных понятий об опасных ситуациях на дороге, их последствиях для здоровья и жизни человека; усиление работы с детьми и подростками по обучению правилам безопасного поведения на дорогах; совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, создание воспитывающей дорожно-транспортной среды.
Отношение к проблемам безопасности дорожного движения отражается и в результатах общественного мнения, которые проводится ежеквартально в регионах России.
В таблице № 1 представлены результаты опроса респондентов о причинах, влияющих на возникновение дорожно-транспортных происшествий.
Таблица № 1
Распределение ответов на вопрос «Расставьте по степени значимости (от 1 до 8) причины, влияющие на возникновение дорожно-транспортных происшествий (№ 1 – самая важная; № 8 – самая малозначительная»)
Ответы на вопрос | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Низкая дисциплина водителей | 2 | 1 | 2 | 1 |
Неудовлетворительная организация движения | 6 | 5 | 5 | 5 |
Ненадлежащее состояние улиц и дорог | 3 | 3 | 4 | 2 |
Неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств |
7 | 6 | 6 | 6 |
Недисциплинированность пешеходов | 4 | 4 | 3 | 4 |
Неэффективная работа Госавтоинспекции | 5 | 7 | 7 | 7 |
Недостаточный уровень подготовки водителей | 1 | 2 | 1 | 2 |
Иные причины | 8 | 8 | 8 | 8 |
Как видно из представленной таблицы, все респонденты из года в год одной из причин возникновения дорожно-транспортных происшествий называют недостаточный уровень подготовки водителей.
Причины такого низкого уровня подготовки водителей ТС кроются, в частности,
во-первых, в недостаточном контроле со стороны государства, как над самим процессом обучения, так и над процедурой допуска водителей к управлению ТС;
во-вторых, в отсутствии четкого взаимодействия органов государственной власти, образовательных учреждений, осуществляющих обучение водителей и некоммерческих организаций, объединяющих профессиональное автомобильное сообщество.
3. Система подготовки на примере зарубежных стран.
Сама подготовка кандидатов в водители в нашей стране существенно отличается от системы подготовки в зарубежных странах.
В отличие от нашей страны, где сама система подготовки будущих водителей и процесс сдачи экзаменов носит в большей степени формальный характер, когда экзаменатор следит на соблюдением экзаменуемым пунктов правил дорожного движения, не акцентируя внимания на уверенности вождения автомобилем и реакции на внештатные ситуации, вся система построения учебного процесса за рубежом направлена на развитие у будущих водителей практических навыков безопасного вождения в условиях реального дорожного движения, получения конкретных навыков управления автомобилем с учетом различных дорожных условий, умения своевременно и правильно реагировать на внештатные ситуации. Тоже можно сказать о методике приема экзаменов у кандидатов в водители. Отсутствие формального подхода, нацеленность на психофизиологическую устойчивость будущих водителей во многом способствует снижению аварийности на дорогах среди начинающих водителей.
Качество подготовки кандидатов в водители во многом зависит и от преподавательского состава автошкол. Требования к преподавателям, которые готовят водителей, как в нашей стране, так и во многих европейских странах примерно одинаковые. Это наличие образования, отсутствие медицинских противопоказаний, стаж работы. А вот сама подготовка педагогического персонала автошкол отличается. Одно из основных отличий – это сроки обучения педагогов и мастеров производственного обучения. Например, в Германии программа подготовки инструктора-преподавателя занимает 700 часов. В то время как в России продолжительность обучения преподавателя теории составляет 84 часа, а мастера производственного обучения – 126 часов.
В странах с высоким уровнем безопасности дорожного движения практические занятия по вождению направлены на получение будущими водителями конкретных навыков управления автомобилем и выработки у них так называемого «чувства риска» – ощущения, что автомобиль очень легко выходит из-под контроля. Программы подготовки, в частности, предусматривают обучение вождению на автомагистрали, на загородных дорогах, в темное время суток. Кроме того, практикуется так называемое «целевое обучение» – вождение в тех местах, где чаще совершаются дорожно-транспортные происшествия.
Также отличительной чертой, допуска водителей к управлению транспортными средствами, является наличие так называемых «временных прав», срок действия которых ограничен, как правило, двумя годами. Такие «права» имеют ряд ограничений. Например, может быть запрещена перевозка пассажиров, вождение без присмотра лица, имеющего «полноценные» права, вождение в ночное время и т.п. Если в течение этого времени водителем не было совершено серьезных нарушений правил дорожного движения, временное удостоверение будет заменено на постоянное.
В противном случае водитель должен полностью пройти обучение и еще раз сдать экзамены. Кроме этого нарушителям необходимо посетить специальный семинар, посвященный пропаганде безопасности дорожного движения.
В зарубежной системе подготовки водителей, по сравнению с российской, можно выделить следующие преимущества:
- более длительные сроки подготовки, как педагогического состава автошкол, так и самих будущих водителей;
- выработка у водителей навыков, направленных на безопасное, безаварийное вождение, а также психофизической устойчивости к аварийным ситуациям;
- наличие, так называемых «временных» прав, т.е. деление водителей на новичков и профессионалов.
Данные меры направлены в первую очередь на безопасность дорожного движения и снижение аварийности на дорогах. Применив накопленный опыт зарубежных стран, адаптировав его к реалиям нашей страны, можно добиться положительных результатов в области подготовки будущих водителей.
4. Деятельность, направленная на улучшение системы подготовки и допуска.
За последнее время сформировалась положительная динамика в системе подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами.
На законодательном уровне:
- утвержден распоряжением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 1174-р план реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений;
- утверждены Программы профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий,
- вышел Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений»
- 26 марта 2016 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.06.2015 № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов водители транспортных средств)»,
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Наряду с государственным законотворчеством, большая работа в сфере повышения безопасности дорожного движения, улучшения качества подготовки водителей транспортных средств и осуществлению системного подхода к допуску водителей к управлению ТС ведется некоммерческими организациями, объединяющими профессиональное автомобильное сообщество, занимающееся подготовкой водителей ТС.
Проводятся круглые столы с представителями государственных органов, профильных министерств и ведомств, организовываются форумы и встречи представителей автошкол для обмена опытом, проводится большая просветительская работа среди молодежи по правилам дорожного движения, а также работы по повышению культуры вождения среди водителей. Изучается зарубежный опыт в сфере подготовки и допуска водителей транспортных средств.
5. Примеры участия НКО в системе подготовки и допуска водителей ТС.
Союз Автошкол – некоммерческая организация, объединяющая под своим началом учреждения и организации, занимающиеся профессиональным обучением водителей транспортных средств. Союз Автошкол – молодая, активная организация, постоянно пополняющаяся новыми членами. Одной из главных задач Союза автошкол является помощь государству в совершенствовании системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами. Ежегодно в автошколах, входящих в Союз Автошкол, обучается более 30 000 человек.
В декабре 2015 года в Москве под эгидой Союза Автошкол при участии Общественной палаты Российской Федерации был проведен 1 Конгресс автошкол России, в котором приняли участие, как школы из 20 регионов страны, так и представители государственных органов, профильных министерств и ведомств, отвечающих за систему подготовки водителей.
По итогам Конгресса была принята резолюция о большей интеграции профессионального автомобильного сообщества в систему подготовки и допуска водителей транспортных средств.
В рамках этой интеграции Союзом автошкол были налажены контакты с профессиональным сообществом в лице представителей автошкол, ассоциаций, а также с такими государственными институтами как Общественная палата Российской Федерации, Московская городская Дума.
В 2016 году в рамках форума «Сообщество» были инициированы встречи с представителями ассоциаций автошкол и организациями некоммерческого сектора Перми, Омска, Хабаровска, Ялты, Екатеринбурга, Череповца, Грозного, Волгограда и рядом других регионов. На встречах обсуждались острые проблемы, с которыми сталкиваются автошколы в процессе своей деятельности, изучался опыт работы автошкол в этих регионах, а также поднимались вопросы взаимодействия автошкол с государственными органами, в частности, такими как ГИБДД и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Это дает положительный эффект. Участники этого процесса надеются, что своей активной гражданской позицией, направленной на улучшение качества обучения, и как следствие, улучшения самой системы подготовки водителей, они еще могут что-то изменить в лучшую сторону.
На регулярной основе Союз Автошкол совместно с Московской городской Думой и Общественной палатой Российской Федерации организует круглые столы, в которых участвуют представители автошкол, Департамента образования города Москвы, Управления ГИБДД. На этих мероприятиях стороны могут поделиться своим опытом, высказаться о своих проблемах, задать вопросы друг другу. Подобные встречи помогают решить наиболее острые проблемы, возникающие у организаций в процессе подготовки будущих водителей.
Союзом Автошкол проводятся постоянные консультации с Министерством транспорта РФ, налажен постоянный диалог с Европейской ассоциацией автошкол, членом которой является Союз.
Союз Автошкол ведет деятельность, которая включает и функции социально ориентированной некоммерческой организации (СО НКО), реализуя проект создания условий для обучения маломобильных граждан по программам профессиональной подготовки водителей. В 2016 году установлена квота в 50 учащихся из числа маломобильных граждан, которые будут бесплатно проходить обучение в специально созданном и финансируемым автошколами-членами Союза центре подготовки начинающих водителей. Причиной реализации проекта стала сложившаяся неприемлемая ситуация на рынке образовательных услуг, когда Федеральный Закон № 273 «Об образовании» требует от каждого образовательного учреждения предоставлять возможности для обучения инвалидов, а на практике отдельные автошколы не в состоянии обеспечить необходимую инфраструктуру учебного процесса. Такая задача по силам только профессиональному объединению автошкол, в лице которого в Москве выступила некоммерческая организация Союз автошкол.
Союз Автошкол является организатором ежегодного конкурса «Лучшая автошкола города Москвы», который направлен на популяризацию безопасности дорожного движения и культуру вождения среди водителей. В рамках этого конкурса свое мастерство в управлении автомобилем показывают лучшие мастера. Свои знания демонстрируют педагоги лучших автошкол столицы.
На основе этого конкурса составляется рейтинг автошкол города Москвы, способствующий выбору будущими кандидатами в водители образовательного учреждения для прохождения подготовки.
В целях пропаганды безопасности дорожного движения среди детей и молодежи, Союзом Автошкол проводятся детские конкурсы по дорожной безопасности, с целью повышения интереса и формирования представлений о базовых правилах дорожного движения у подрастающего поколения.
Союзом Автошкол также проводится общественная работа. На протяжении двух лет представители Союза Автошкол участвовали в мероприятиях общественного контроля в целях выявления нарушений, допускаемых образовательными организациями, осуществляющими подготовку водителей транспортных средств. Предметом проверки были автошколы, использующие в процессе обучения так называемые «резиновые площадки». По итогам проверок в ряде школ были выявлены нарушения, которые были оформлены надлежащим образом и их результаты направлены в органы УГИБДД ГУ МВД России по городу Москве, Прокуратуру города Москвы, Департамент образования города Москвы и Общественную палату Российской Федерации для принятия дальнейших мер в соответствии с их полномочиями.
Деятельность Союза Автошкол направлена на формирование активной позиции у профессионального автомобильного сообщества и некоммерческого сектора страны, направленной на паритетное взаимодействие с государством в целях улучшения системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, путем выработки единой консолидированной концепции и воплощения ее на практике.
6. Механизм совершенствование системы подготовки и допуска водителей к управлению ТС путем участия некоммерческих организаций.
Во всем мире некоммерческие организации активно участвуют в системе подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, посредством привлечения государством уполномоченных агентств к проведению экзаменов на право управления транспортными средствами. Так, например, в Великобритании регистрирует и выдаёт водительское удостоверение Агентство по лицензированию водителей и движущихся средств (DVLA), а экзамены по теории и практике вождения принимает Агентство водительских стандартов (DSA). Оба они не имеют никакого отношения к дорожной полиции. В Германии одним из крупнейших негосударственных агентств по приему экзаменов является DEKRA. Государство задает определенный уровень навыков и умений, которыми должен обладать безопасный начинающий водитель и привлекает специалистов из профессионального сообщества для контроля за соответствием экзаменуемых кандидатов в водители этому уровню.
В Российской Федерации недостает норм, стимулирующих участие институтов гражданского общества, в том числе и некоммерческого сектора, в деятельности по подготовке и допуску водителей к управлению транспортными средствами.
Чтобы запустить механизм участия НКО в системе подготовки водителей, кроме правового регулирования, необходима активизация деятельности негосударственных и общественных некоммерческих организаций по таким направлениям, как ознакомление будущих водителей и участников дорожного движения с действующим законодательством, регулирующим дорожное движение, профилактика правонарушений среди водителей. От государства также требуется повышение роли НКО в системе подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, а именно наделение контрольными функциями, обеспечение доступа некоммерческих организаций к информации по проектам нормативных актов, допуск к участию некоммерческих организаций в системе оценки качества обучения в автошколах, контроле самого процесса обучения.
Подводя итог вышесказанному, для долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия государства и организаций, осуществляющих подготовку водителей, в высшей мере продуктивным решением стало бы создание в форме некоммерческой организации национального центра безопасности дорожного движения в форме некоммерческой организации. Подобный центр объединил бы усилия всех участников, направленные на обеспечение безопасности в области дорожного движения.