Получайте
новости первыми

  • 13 Января 2016г.
  • Правительство введет права на гужевой транспорт

4_prava_na_guzevoy_transportВодителей транспортных средств, которые приводятся в движение животными, могут обязать получать права, а также знаки государственной регистрации. Об этом сообщает законопроект «О перевозках гужевым транспортом и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный специалистами Министерства транспорта России. Целью инициативы является «установление правовых основ использования гужевых транспортных средств и обеспечение прав граждан», которые им пользуются. Законопроект был подготовлен по поручению вице-премьера Ольги Голодец, которая осенью 2015 года высказала свою обеспокоенность безопасностью дорожного движения в городах с развитым туризмом, где ездит гужевой транспорт. Документ выставлен на общественное обсуждение.

Согласно действующим ПДД, управлять гужевой повозкой имеют право лица не моложе 14 лет. Получать права для этого не нужно. По дорогам общего пользования в упряжке можно ехать либо по крайней правой полосе, либо по обочине, если это не мешает пешеходам.

В новом законопроекте детально прописаны права и обязанности коммерческих перевозчиков, использующих гужевые повозки, и пассажиров этого транспорта, популярного в туристических городах России. Проект закона касается таких вопросов, как выдача водительских удостоверений на право управления повозками, регистрация повозок и разрешений на осуществление деятельности по коммерческой перевозке таким транспортом пассажиров и багажа, а также перевозка людей для собственных нужд по автомобильным дорогам общего пользования. Также законопроектом регулируются порядок заключения договоров на перевозку гужевым транспортом, возмещения ущерба в случае утраты багажа, вопросы разрешения споров между участниками процесса перевозки и другие аспекты.

Разрешение на осуществление гужевых перевозок планируется выдавать уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном нормативным правовым актом органа государственной власти соответствующего субъекта на основании результатов сдачи экзаменов для получения «удостоверения водителя гужевого транспортного средства» на срок не менее пяти лет по месту регистрации заявителя.

«В России использование гужевого транспорта происходит не только в сельской местности, но и в городах, в частности, для перевозки туристов, новобрачных и осуществления других мероприятий. Вместе с тем в действующем законодательстве явно недостаточно норм, регулирующих правоотношения, обусловленные использованием гужевого транспорта», – считают в Минтрансе.

В проекте закона прописаны права и обязанности перевозчиков и пассажиров гужевого транспорта, предусмотрена ответственность за нарушения законодательства в этой сфере. Перечень транспортных средств, попадающих под определение гужевого транспорта, выглядит следующим образом: «коляски, кабриолеты, тележки, сани, фургоны, парадные (церемониальные) кареты, купе, фаэтоны, катафалки, двуколки, детские коляски, движение которых осуществляется тягловой силой животного (животных)». Действующие ПДД не содержат разъяснений, какой транспорт приравнивается к гужевому.

Кроме того, в законопроекте уточняются правила отношения к животным, предназначенным для перевозок. Кучеру запрещается покидать повозку на стоянках и оставлять запряженных животных на автодорогах. Кроме того, ему не разрешено «наносить им побои, истязать животное, совершать иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным».

Также владельцев тихоходных транспортных средств планируют начать штрафовать в случае, если их действия помешают проезду иных участников движения, а за перевозку пассажиров с использованием животных, которых нет в списке разрешенных, кучеру придется заплатить до 10 тысяч рублей, собственнику кареты или телеги – 30 тысяч рублей. Если же сани неисправны, то за выезд «в рейс» на таком транспортном средстве тоже придется заплатить штраф, но уже меньший. Законопроектом, кроме того, запрещается катать пассажиров на подножке и выезжать на дороги общего пользования в темное время суток без особой «экипировки». «Гужевой транспорт должен ехать в светлое время суток по правому краю дороги. Движение в темное время суток допускается только при условии оборудования гужевого транспортного фонарями и светоотражающими элементами». Ответственность за нарушения ПДД для возчиков предусмотрена в КоАП и сейчас. Штраф для водителей повозок за нарушения ПДД составляет 800 рублей, а если в момент совершения правонарушения они находились в состоянии опьянения, то от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

Отдельного штрафа за езду без прав проект закона Минтранса не предусматривает, поэтому, скорее всего, полиция сможет привлекать кучеров за это правонарушение по ст. 12.7 КоАП («Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством») и штрафовать на 5–15 тыс. руб. Не содержится в проекте и указание того, какая ответственность будет предусмотрена за управление повозкой, не зарегистрированной в установленном порядке.

Проверять, соблюдает ли кучер требования закона, будут инспекторы ГИБДД. В случае принятия законопроекта, документ вступит в силу с 1 января 2017 года.