-
10 Марта 2022г.Попал в ДТП – отправился на техосмотр: предложена новая инициатива
-
09 Марта 2022г.В ГИБДД напомнили об ответсвенности за грязные номера
-
07 Марта 2022г.В автошколах предложили ввести экстремальное вождение
- 17 Февраля 2016г.
За год работы автошкол по новым программам профессионального обучения, разработанным министерством образования и науки Российской Федерации, количество ДТП с участием начинающих водителей, согласно статистике ГИБДД, снизилось на 26% и почти вдвое (сразу на 46%) снизилось количество ДТП с участием водителей мопедов. В ведомстве рассказали об улучшении ситуации с аварийностью среди водителей, недавно севших за руль.
Требования к программам обучения и техническому оснащению курсов по вождению ужесточились в августе 2014 года в соответствии с приказом Минобрнауки «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Приказ устанавливает необходимые нормы процесса подготовки водителей и материально-технического оснащения автошкол, включая минимальный размер площадки для практических занятий. Программы были разработаны для 16 категорий и подкатегорий вместо прежних пяти. В частности, автошколы теперь должны готовить водителей мопедов к получению необходимых им прав категории М. Также, согласно документу, они должны обзавестись автодромом площадью не менее 2,4 тысяч кв. м. (0,24 га), который нужно оборудовать светофором, дорожными знаками, «зеброй» и перекрестком, а также закупить в классы интерактивные доски и ввести новую дисциплину по психологии вождения. Всего процедуру проверки и получение соответствующего заключения ГИБДД прошли более 5,8 тысяч автошкол.
Тем временем, с инициативой введения ряда ограничений для водителей со стажем до двух лет выступил руководитель рабочей группы по безопасности дорожного движения при комиссии по безопасности Мосгордумы Евгений Скворцов. Он предложил ввести дополнительные ограничения скорости при движении «новичка» по улицам и магистралям, а также ограничить количество пассажиров до одного человека. Эта проблема широко обсуждалась на прошедшем в декабре 2015 года в Москве 1-м Конгрессе автошкол России. Из выступления Евгения Скворцова:
«На сегодняшний день законодательно предусмотрено лишь одно ограничение для водителей со стажем управления транспортным средством до двух лет. Это наличие специального знака, но наказание за его отсутствие не предусмотрено. Мы предлагаем наполнить понятие «начинающий водитель» реальным содержанием и ввести ограничения для этой категории граждан: максимальная скорость передвижения, ограничение по количеству пассажиров до одного человека и ограничение по езде по автомагистралям и скоростным участкам платных дорог».
Такие меры объясняются желанием повысить уровень безопасности на дорогах страны. Статистика, увы, неутешительна. В 2014 году, по словам Скворцова, молодыми водителями было совершено более 13000 ДТП, 1400 человек погибли, 18000 ранены. В ГИБДД, в свою очередь, предлагают запретить автовладельцам, чей водительский стаж составляет менее двух лет, ездить со скоростью более 70 километров час, перевозить на машине тяжелые грузы, буксировать другие транспортные средства. Мотоциклистам-новичкам будет запрещено находиться за рулем мотоцикла с пассажирами.
В то же время, ограничение максимальной скорости до 70 км/ч для начинающих водителей считает неверным Генеральный директор московской автошколы «АвтоКурс Плюс» Александр Васильев.
«Основная масса дорог общего пользования имеет разрешённую скорость в 90км/ч. Начинающие водители будут создавать помеху для более опытных участников движения и сильно снижать трафик движения (например, на двухполосной бетонке). Думаю, что разрешенная максимальная скорость для начинающих водителей должна быть 90км/ч, срок ограничения в один год и обязательное обозначение автомобиля знаком «У»», – разъяснил он.
Одной из причин аварий с участием начинающих водителей является недостаток знаний, полученных в автошколах. С таким заявлением выступили представители столичного управления ГИБДД, передает «Интерфакс». По мнению представителя пресс-службы УГИБДД ГУ МВД по Москве:
«В автошколах, как правило, кандидатам в водители дают только минимально необходимый для сдачи экзаменов уровень знаний и навыков, которого явно недостаточно для безаварийного участия в дорожном движении. Кроме того, в погоне за прибылью и демпинговыми ценами на обучение, автошколы значительно сокращают количество часов вождения, что отрицательно влияет на готовность к участию в дорожном движении»
В связи с этим в Госавтоинспекции приняли решение о посещении занятий в автошколах сотрудниками экзаменационных подразделений. Как считают в ГИБДД, это поможет будущим водителям «задуматься о необходимости получения ими более качественных навыков управления транспортными средствами» и повлияет на снижение количества погибших и пострадавших в авариях.
Однако перекладывать вину за ДТП с начинающими водителями на автошколы неправильно. Согласно приведенной Александром Васильевым статистике, лишь около 1-2 % водителей со стажем вождения до трех лет от общего процента участников движения попадают в ДТП, так как стараются ездить осторожно и аккуратно. В основном к новичкам на дороге опытные водители относятся с пониманием. В 2015 году, по официальной статистике ГИБДД, в Москве водителями со стажем до двух лет было совершено 794 ДТП, что на 21,5% меньше, чем в 2014 году. Количество раненых снизилось на 20% и составило 1007 человек, а число погибших уменьшилось на 45%, составив 46 человек за 12 месяцев.
Реформа системы подготовки водителей и выдачи прав назревала давно. В СССР автошколы предъявляли гораздо более высокие требования к выпускникам, чем сейчас. Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов заявил, что необходимо возродить советскую систему подготовки водителей, с некоторыми поправками. По его мнению, нужно учесть опыт европейских стран, а также сместить акценты в сторону навыков безопасности дорожного движения и обучать именно практике безаварийного вождения. В советские годы было два вида водительских удостоверений — любительские и профессиональные. Но даже чтобы получить любительские права, необходимо было изучить и конструкцию автомобиля, и теоретические правила, и практическое вождение. На экзамене в ГАИ в 50-ые годы строго спрашивали про устройство машины. Будущий водитель обязан был знать устройство одного автомобиля советского производства, выучить назначение и принципы действия абсолютно всех приборов, узлов и агрегатов. Экзаменаторы задавали вопросы и про признаки и причины разных неисправностей. Теоретические вопросы на советском экзамене тоже отличались от сегодняшних и были направлены именно на безопасность дорожного движения, а не на зубрение правил. Сейчас же в автошколах учат лишь тому, что гарантированно спросят на экзамене в ГИБДД.
Кроме того, по мнению ряда автомобильных экспертов, очередной виток ужесточения требований к автошколам не даст положительных результатов, а, напротив, только создаст коллапс в их работе. Так, за полтора года в результате непродуманных реформ и «закручивания гаек» в Москве закрылось 150 автообразовательных учреждений, а жители Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Крыма и Чукотского автономного округа остались вообще без автошкол. В этих регионах учреждения не прошли проверку соответствия учебно-материальной базы и не получили соответствующего заключения от ГИБДД. Теперь они не могут продолжать набирать и обучать студентов до получения нового заключения. При этом, второй год работая по новым требованиям, автообразовательные организации так и не увидели административный регламент по приему экзаменов в ГИБДД, а значит, до сих пор не ясно, по каким критериям готовить учащихся к испытаниям.
По данным ГИБДД, в 2014 году в Российской Федерации насчитывалось 11,5 тысяч автошкол, имеющих лицензию на подготовку водителей. К началу 2016 года пресловутые заключения ГИБДД получили только 4,6 тысячи организаций, а набор в автошколы только по Москве в среднем за 2015 год упал на 60%.
В Коллегии правовой защиты автовладельцев считают, что изменения пойдут только на пользу и новые требования позволят убрать с рынка недобросовестные автошколы.
«Происходящий процесс показывает, что контролирующие органы серьезно взялись за качество подготовки автошкол и водителей. До ужесточения требований подготовкой водителей занимались все, кто хотел на этом заработать, были и недельные курсы, и автошколы на базе помещений в абсолютно неприспособленных условиях. В итоге на дороги выезжали водители, которые были не готовы управлять транспортными средствами», – полагает Президент Коллегии Виктор Травин.
Поддерживают инициативу и в Союзе Автошкол Москвы.
«Ужесточение требований к учебно-материальной базе автошкол, несомненно, является благом для системы допуска водителей к управлению транспортными средствами, так как блокирует работу несостоятельных автошкол, привыкших экономить на качестве обучения. Поверьте, нынешним ученикам автообразовательных учреждений совершенно не стоит расстраиваться из-за закрытия автошкол, не сумевших получить положительное заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. В Москве, например, имеют положительное заключение около 200 автошкол. Выбор мест обучения огромный», – резюмирует исполнительный директор Союза Дмитрий Парфенов.