- 27 Февраля 2021г.
В разгар снежных штормов мы выяснили, что по сей день находятся автомобилисты, предпочитающие зимой передвигаться на покрышках отнюдь не по сезону. Кстати, последует ли наказание за столь рискованное занятие?
Какие только отговорки не придумывают некоторые автомобилисты, лишь бы не переобувать свои автомобили на зимние фрикционные или шипованные шины… В ход идут такие аргументы, как всемогущий полный привод, который, к слову, не помогает останавливать машину, или свой многолетний опыт. Как ни странно, законодательство смотрит на подобное двояко.
Месяцы, когда необходим переход на покрышки по сезону установлен пунктом 5.5 Технического регламента Таможенного союза: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».
Казалось бы, запрет прописан и очевиден, но здесь начинается самое интересное. Штраф для тех, кто разъезжает в холодное время года на «лете» не предусмотрен и отсутствует в Кодексе административных правонарушений. Странно, не правда ли? Ведь за подобное деяние, способное спровоцировать тяжелую аварию, непременно должна быть санкция. «Сейчас такое невозможно. Несмотря на имеющийся запрет на использование летних шин в зимние месяцы (это прописано в техническом регламенте) наказания в КоАП нет, так как не прописан соответствующий запрет в ПДД. Понятно, зимой ездить на летней резине небезопасно. У нее хуже сцепление с дорогой, больше тормозной путь. Однако, несмотря на такие очевидные вещи, некоторые продолжают ездить на резине не по сезону», – говорит юрист и автоэксперт Сергей Смирнов.
Впрочем, штраф, связанный с зимними покрышками все же предусмотрен, правда, он связан не со сроками эксплуатации, а с остаточной глубиной протектора. В пункте 5.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил дорожного движения сказано следующее: «Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм».
Если водитель разъезжает зимой на «лысых» шинах – бывают и такие – то его накажут согласно 1 части статьи 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
А как насчет возможных «результатов» эксплуатации летних шин в течение зимы? Ответ на этот вопрос дают результаты теста издания Tyre Reviews, в котором участвовала всесезонная модель Continental AllSeasonContact, летние покрышки PremiumContact 6 и зимние WinterContact TS 860 того же производителя, всесезонка Michelin CrossClimate и зимние покрышки скандинавского типа Nokian Hakkapeliitta R3. Испытания проводились при широком спектре условий для оценки эффективности торможения на сухой поверхности и воде, а также управляемости на снегу. При температуре окружающей среды от 0 С до +8 С и на сухой поверхности доминировали летние и всесезонные шины – разница в тормозном пути между ними и зимней моделью скандинавского типа достигла шести метров. Замедления на мокрой поверхности в диапазоне примерно от +3+5 С до +15 С выявили, что модели всесезонки, участвовавшие в тесте, обеспечивают более эффективное торможение, чем зимние колеса европейского типа. Интересно и то, что при +10 С результат всесезонок даже превзошел таковой у летних Continental.
Но стоило начать зимнюю часть испытаний при -9 С, как все встало на свои места. Лучший результат прохождения снежной трассы управляемости, где пилоту приходится и ускоряться, и тормозить, и проходить повороты показали скандинавские шины. Летние покрышки проиграли им более десяти секунд! Логичный вывод напрашивается сам собой – эксплуатировать покрышки следует в условиях, для которых они изначально создавались, а не экспериментировать и не рисковать своей жизнью и жизнями окружающих.