- 06 Февраля 2021г.
С сегодняшнего дня, 1 февраля 2021 года, российские автовладельцы обязаны получать разрешения на любые, даже самые незначительные изменения конструкции транспортных средств, в испытательных лабораториях. Несоблюдение требования влечёт за собой серьёзные проблемы.
Согласно постановлению правительства «Об утверждении правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колёсных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза («О безопасности колёсных транспортных средств»)», теперь для легализации тюнинга граждане обязаны получать соответствующее разрешение. Без заключения в реестре заключений предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений и протоколов проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений весь тюнинг считается незаконным.
Чтобы узаконить тюнинг, автовладельцы должны в обязательном порядке обращаться в специализированную аккредитованную лабораторию, где выносится вердикт о возможности либо невозможности усовершенствования транспортного средства. После этого требуется оформить в ГИБДД официальное разрешение на тюнинг, выполнить работы и вернуться в испытательную лабораторию, чтобы проверить безопасность конструкции. Если в реестре отсутствуют заключение предварительной технической экспертизы и протоколы проверки, узаконить тюнинг не получится. Разрешение в ГИБДД будет выдаваться в течение трёх рабочих дней при обращении в подразделение ГИБДД и в течение одного рабочего дня при направлении заявления через портал госуслуг. Свидетельство будет готово через один день. Для получения разрешения обращаться можно в любое подразделение ГИБДД, вне зависимости от места регистрации автомобиля.
За неоформленное должным образом внесение изменений в конструкцию транспортного средства статьёй 12.5 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Однако мизерный штраф – далеко не единственное наказание. Нелегальным тюнерам выдаётся предписание в течение 10 дней устранить нарушение. По прошествии указанного срока регистрация транспортного средства прекращается. С принятием поправок в закон о ТО данный срок сократится до 72 часов. Кроме того, водители будут обязаны проходить внеочередной технический осмотр за отдельную плату.
Хитрая лазейка, заложенная в п. 77 Техрегламента, позволяет придраться к совершенно любым доработкам: в тексте документа пропущено слово «тип» перед сочетанием «транспортного средства». Это делает каждый отдельный автомобиль уникальным, равно как и любую доработку. Иными словами, даже если, к примеру, багажник на крышу сертифицирован для вашей модели, с юридической точки зрения это не даёт возможности свободно им пользоваться. Необходимо получить разрешение на тюнинг и пройти все инстанции по его узакониванию.
В соответствии с Техрегламентом, без регистрации изменений автовладельцы не могут тюнинговать элементы рулевого управления, менять рулевое колесо, сиденья, выхлопную систему (за исключением декоративных патрубков), модернизировать бамперы, изменять подвеску и её компоненты, использовать нестандартные подкрылки, пороги, колёсные арки, спойлеры. Обязательной легализации требуют любые вмешательства в оптику, включая подсветку номерных знаков: применение светодиодов и ксенона вместо галогенных ламп, нестандартных ламп накаливания. Под прицелом оказываются лебёдки, фаркопы, багажники на крышу, кенгурятники, лайтбоксы. Обязательному оформлению подлежит ГБО. Не допускается чип-тюнинг двигателя, а замена агрегата возможна только на аналогичный. Даже нестандартные колёса допускается устанавливать лишь указанного заводом-производителя размера. Крепёжные болты являются компонентом автомобиля, но проставки для крепления колёсных дисков входят в перечень элементов тюнинга, требующих согласования. Под запретом оказались даже нештатные «плавники».
Иными словами, под ударом находится едва ли не половина всего автопарка страны: формально у блюстителей правопорядка есть повод аннулировать регистрацию даже за оснащение машин сертифицированными багажниками, фаркопами и многими другими опциями, которые здравый смысл словом «тюнинг» назвать не позволяет.