- 17 Мая 2021г.
Координатор движения «Общество Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов придумал, как потратить средства утильсбора во благо: эти деньги можно пустить на программу обновления автопарка.
Своё предложение общественный деятель опубликовал на сайте zr.ru. По словам Шкуматова, сейчас государство субсидирует, прежде всего, не граждан, а крупный бизнес. Между тем, на средства из утилизационного сбора вполне можно было бы обновить автопарк.
Введённый в России в 2012 году утилизационный сбор был нужен властям как некий компенсатор недополученных после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) денег. Российских производителей автомобилей от сбора изначально освободили, а позднее начали компенсировать его живыми деньгами. С тех пор ставки утильсбора неоднократно увеличивались и сейчас составляют до 20% от общего объёма автомобильного рынка в России, выраженного в деньгах. Дополнительно накручивают цену на 20% НДС и на 10% – прочие налоги и сборы. Все эти поборы повышают стоимость автомобилей практически вдвое от реальной стоимости.
Самое парадоксальное заключается в том, что утилизационный сбор не выполняет возложенных на него функций. К примеру, автовладелец не может утилизировать свой автомобиль сам и вернуть уплаченные за эту услугу государству деньги – такая возможность в принципе не предусмотрена. Все собираемые средства уходят в неизвестном направлении и никак не способствуют обновлению автопарка. Обладатели стареньких Жигулей вынуждены продолжать их эксплуатацию до тех пор, пока машины не рассыплются окончательно и не умрут своей смертью – тогда их можно будет сдать на металлолом. «Все программы по поддержке приобретения новых автомобилей вырождаются в увеличение стоимости нового автомобиля ровно на величину государственной субсидии», – уточняет эксперт.
Чтобы разорвать этот порочный круг и направить деньги утильсбора во благо, Шкуматов предлагает государству выкупать автохлам у физических лиц ежегодно в количестве 1 млн штук по цене в 100 000 рублей. На такую программу стимуляции обновления автопарка ушло бы всего 100 млрд, что соответствует одной пятой части от всех утилизационных сборов. За 10 лет данная программа могла бы обновить четверть автопарка страны, притом помощь получили бы реальные граждане, которые действительно в ней нуждаются, а не автопроизводители и миллиардеры.