- 26 Апреля 2021г.
Хорошо ли вы знаете Правила и сможете ли ответить на заковыристые вопросы из экзаменационных билетов, которые легко могут воплотиться во вполне реальные дорожные ситуации?
«Кандидаты в водители» вынуждены штудировать теоретическую часть, да и желающим открыть новую категорию в правах приходится заново освежать потускневшие знания. Но вот экзамен пройден и… что осталось в памяти? Мы почти уверены, что основная часть информации навсегда закрепилась в мозгу водителей. Впрочем, есть категория непростых и не совсем очевидных вопросов, которая вполне может позабыться. О ней и поговорим.
Парковка на уклоне
Посмотрите на автомобили, оставленные на горках. Гарантируем – почти у всех передние (управляемые) колеса будут стоять прямо. Абсолютное большинство водителей машинально выравнивают их перед тем, как уйти по своим делам. Но правильно ли это? Ответ дает экзаменационный билет 11 (вопрос 19) о том, куда выворачивать колеса при парковке на подъеме или спуске.
Правильный ответ таков: «Для исключения непреднамеренного скатывания автомобиля выверните колёса так, чтобы возник упор в бордюрный камень тротуара. Это препятствует дальнейшему передвижению автомобиля («А» и «В»). И, наоборот, при отсутствии упора может произойти самопроизвольное скатывание автомобиля на проезжую часть («Б» и «Г»). Эта мера является дополнительной к обязательным мерам, т.е. использованию стояночного тормоза и включению желательно более низкой передачи или заднего хода».
Автовладельцы часто не придают абсолютно никакого значения подобным нюансам, а зря. В жизни всякое может произойти, да и пункт 12.8 Правил дорожного движения разрешает водителю покидать свое место или оставлять машину, когда им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение или использование его в отсутствие владельца.
Разворот на перекрестке
Вопрос 15 в билете 3 переносит нас в частную, но вполне возможную ситуацию. Нерегулируемый перекресток, позади шеренга автомобилей. Времени на раздумий нет, иначе сзади начнутся протяжные нервные гудки. Судя по дорожному движению, в подкорке очень многих водителей записано правило «трамвай всегда прав и имеет непререкаемое преимущество». Но справедливо ли оно в данном случае?
Перед нами неравнозначный перекресток и главная дорога, меняющая направление. Уступать двум трамваям не нужно – это неправильный ответ. «Транспортные средства, находящиеся на главной дороге, имеют преимущество; между собой безрельсовые транспортные средства руководствуются «правилом правой руки», уступая трамваю, имеющему преимущество в равнозначных условиях. Трамвай «А» проезжает первым, Вы после него. Легковой автомобиль и трамвай «Б» одновременно, так как их траектории не пересекаются», – таков верный способ проезда участка.
Прямо или еще куда-нибудь?
А вот еще один не очевидный автомобилисту сценарий. Дорожный знак как будто разрешает двигаться прямо или направо, а разрыв в разделительной полосе вроде бы допускает разворот в обратном направлении. Но спешим разочаровать. Правильный ответ на вопрос 2 в билете 11 – «Б». Только прямо.
Дело в том, что знак 4.1.4 «Движение прямо или направо» распространяет свое действие на первое пересечение проезжих частей, перед которыми он установлен. Исключение составляют маршрутные транспортные средства, поэтому для водителя разметка 1.1 (сплошная линия с прерывистой) значения не имеет. Развернуться по траектории «В» тоже нельзя, равно как и совершить и поворот направо, так как вы не находитесь на крайней правой полосе и можете продолжить движение только в направлении «Б».
Поворот не туда
Автомобилист, игнорирующий дорожные знаки (билет 10, вопрос 8), повернет налево по траектории «А» и… совершит грубую ошибку! Не забываем – перед поворотом налево и направо водитель должен заблаговременно занять крайнее положение на проезжей части, и выезд с дороги с односторонним движением не является исключением. Поэтому следует поворачивать налево по траектории «Б».