Как было объявлено ранее, с 1 апреля вступят в силу новые правила сдачи экзаменов на права.Основное новшество состоит в том, что больше не надо будет выполнять задания на площадке — претендующих на получение водительских прав сразу выпустят в город. Маршрут будет заранее неизвестен, а упражнения, которые раньше выполнялись на закрытой площадке, теперь будут оцениваться в условиях реального дорожного движения.
Идею изменения правил ГИБДД предложила для обсуждения несколько лет назад. У автошкол было как минимум полтора года, чтобы высказать все свои за и против. Сначала мы говорили: «При этих экзаменах мы побьем весь свой автопарк, и учить не на чем будет». В ГИБДД на это ответили: «Учите хорошо, и люди будут выезжать подготовленными».
Со временем мы поняли, что, наверное, это правильное решение. Если человек получает права, он садится за руль в тот же день и выезжает на дорогу — почему мы должны бояться этого? Либо мы хорошо учим, либо плохо. Если мы хорошо обучили, человек сел и поехал. Сейчас многие оканчивают «автошколу», а потом приходят мамы и говорят: «Я боюсь ездить с сыном. Пожалуйста, дайте нам дополнительные задания и хорошего инструктора, чтобы он его доучил». Такая услуга у нас есть. Но она не должна быть всеобщей практикой. Мы и ГИБДД работаем для того, чтобы безопасность на дорогах была не на словах, а на деле.
Однако проблема с отменой экзамена на площадке всё же есть. В автошколах при таких тренировках всё регламентируется очень четко, обозначено по сантиметрам: если конус задел — ошибка, заехал на линию колесом — ошибка. А новые критерии «сдал, не сдал» на сегодняшний день нельзя назвать полностью прозрачными. Человек плохо припарковался потому, что не умеет, или потому, что на улице не убран снег? Критерии оценки нужны и экзаменатору, иначе за одни и те же действия при хорошем настроении он будет ставить оценку «сдал», а при плохом — «не сдал».
Проблемы могут возникнуть и при обжаловании результатов экзамена. Ученику скажут: «Вы не сдали», а он возразит: «Я сдал». И чтобы он мог опротестовать решение экзаменатора, тоже потребуются четкие ориентиры.
Видимо, требования придется дорабатывать уже после их принятия. Мы постоянно встречаемся с ГИБДД и доносим все предложения и замечания наших специалистов. Надо отдать должное дорожной инспекции: нас слушают и учитывают наше мнение. На следующей неделе, например, будем в Общественной палате проводить круглый стол с ГИБДД и с автошколами России.
Будет ли труднее сдать экзамен? И да и нет. Наверное, испытание станет сложнее, но и практичнее. Сотрудник ГИБДД всё равно будет приглядываться ко всем навыкам начинающего водителя: как человек завел машину, как тронулся. По этим действиям сразу ясно, можно ли ему вообще выезжать в город. Может, у него сразу телефон зазвонил и он взял трубку. Или не пристегнулся — вот тебе и не сдал экзамен, до свидания.
В любом случае для курсанта на один экзамен стало меньше, а это всегда хорошо. Кроме того, разрешили присутствие в машине инструктора или представителей автошколы — это тоже важно, ведь на экзамене люди теряются, им нужна поддержка. И будет правильно, если человек, который сядет на заднее сиденье, скажет: «Ты молодец, сделай это красиво, как ты умеешь».
Насчет опасений, что из-за отмены «площадки» на дорогах появится больше плохо подготовленных водителей, скажу следующее. В автошколе площадка, к счастью, как была, так и осталась. Ее пытались убрать, но мы всегда были против, потому что этот критерий отсекает «серые школы» от «белых». Площадку содержать дорого, и те, у кого она есть, не могут позволить себе учить некачественно. В автошколе есть внутренний экзамен, и мы не допускаем до него человека, пока не увидим, что он готов.
Были предложения ради усиления безопасности в первый год после получения прав не давать разрешение выезжать на автомагистрали. Но смысла в этом нет — неумелый водитель и через год, забыв всё, будет совершать аварии. Кому от этого будет легче? Если человек должен садиться за руль, он должен понимать происходящее с самого начала, без каких-то ограничений.
Я считаю, что новая форма сдачи на права усилит безопасность на дорогах. Нам тоже надо трансформировать свое понимание обучения. Человек за рулем 10 лет назад и сейчас — совершенно разные специалисты. Машины изменились, стали «умнее». А программы обучения остались еще со времен СССР. Автошколы должны подтянуться и начать выпускать безопасных и современных водителей.
Источник: https://iz.ru/1139695/aleksandr-achkasov/proverka-gorodom