Получайте
новости первыми

  • 15 Июня 2016г.
  • Велосипедисты и пешеходы оставят водителей без прав?

В Государственную Думу РФ внесен проект закона, предусматривающий введение системы наказаний для водителей и таксистов за нарушения Правил дорожного движения. Согласно документу работники ГИБДД будут снова ставить баллы, причем количество баллов будет зависеть напрямую от суммы выписанных штрафов. Проект поправок к КоАП РФ, вводящих новую схему наказания для злостных нарушителей ПДД, внесен в Госдуму в конце мая 2016 года. Рассмотрят его, скорее всего, не раньше осени. Не исключено, что уже к концу года он вступит в силу. Если новую систему все-таки введут, особую бдительность водителям стоит проявить при пересечении пешеходных переходов, перекрестков со светофорами и встрече с автомобилями, имеющими право преимущественного проезда. Как думают депутаты сегодня, это лучший вариант остановить тех, кто постоянно нарушает ПДД, а таких среди водителей немало. Есть водители, за которыми числится 20, и даже более 30 штрафов, что в большинстве случаев заканчивается бедой на дороге.

Согласно предлагаемым поправкам, если водитель в течение года совершил три нарушения из списка наиболее опасных (всего 17 составов), на четвертый раз по решению суда он лишается прав на полтора года. Нарушения, выявленные камерами фотовидеофиксации, в расчет принимать не будут, речь идет только о тех, что зафиксировали инспекторы ГИБДД. В перечень наиболее опасных попали превышение скорости на 40 км/ч и проезд на красный свет. В список нарушений, за которые в итоге можно лишиться прав, попал также отказ уступить дорогу скорой помощи, пожарной и полиции, пешеходу или велосипедисту.

Расчет баллов будет производиться по формуле один балл – 100 рублей штрафа, то есть штраф в 500 рублей составляет пять баллов. Согласно проекту документа, водитель, который наберет 200 баллов в течение одного календарного года (что равняется штрафу в 20 000 рублей) – автоматически лишается водительского удостоверения на год.

Авторы проекта успокаивают автолюбителей, что система не будет «накопительной» за все нарушения, а лишь за те, которые несут в себе потенциальную опасность для общества. Такие нарушения, как остановка или стоянка в неположенном месте, движение по выделенной полосе для спецтранспорта учитываться не будут.

По статистике ГИБДД Москвы, самым распространенным нарушением является отказ уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. Второе частое нарушение — проезд на красный сигнал светофора. Затем следует разворот и движение задним ходом в запрещенном месте, а также отказ уступить дорогу автомобилю, у которого есть преимущество в движении. В списке нарушений присутствуют, в том числе, поворот и разворот в нарушение требований знаков. Более 10 тысяч постановлений выписано за выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления. Все нарушения на дороге будут фиксироваться на специальные электронные носители.

Водители со стажем помнят подобную систему, действующую в нашей стране около 15 лет назад. Большинство помнят правило «трех дырок», когда после такого количества «проколов» водитель лишался прав на год. За каждое правонарушение баллы копились, и в итоге, достигая определенного уровня, становились причиной для лишения водительских прав. Впервые балльную систему применили в сороковых годах двадцатого века, после войны. Тогда, после сдачи экзаменов в ГИБДД, будущему водителю выдавали специальный талон — «Талон №1». Это своеобразный знак, что нарушений у этого водителя еще не было. Если какое-то нарушение водителем совершалось, то предыдущий талон у него забирали и выдавали «Талон №2». Когда сотрудник ГИБДД видел водителя с этим талоном, то сразу же понимал, что этот водитель что-то уже нарушал. За отдельные виды правонарушений талон прокалывался. В 1987 году подобная система оценки правонарушений была объявлена репрессивной, ее отменили.

Вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский напомнил, что советскую балльную систему учета нарушений ПДД отменили еще в конце 1990-х, поскольку по Конституции невозможно наказывать дважды за одно и то же деяние. В 2013 году Госдума отказалась вводить балльную систему учета нарушений правил дорожного движения, посчитав, что это опасная норма, которая может привести к увеличению коррупционной составляющей.

В столичном Союзе автошкол напомнили, что в Великобритании, Германии и Франции балльная система действует уже достаточно давно, с успехом применяется и дает свои плоды.

«Однако предложенная российская система несовершенна и требует доработок с участием экспертного сообщества и дальнейшего общественного обсуждения. Найдет ли новая система своего нарушителя? Удастся ли избежать коррупции? Повлечет ли введение новой системы снижение аварийности на дорогах? Вопросов пока больше чем ответов», – подытожил Председатель Правления Союза автошкол Александр Ачкасов.