Получайте
новости первыми

  • 22 Июня 2016г.
  • Исследование «Союза автошкол»: Велосипед – альтернативное средство передвижения в городе?

a16_velopomeshatelstvoЗагруженность дорог в мегаполисах и регулярное повышение цен практически на все, заставляет простых граждан искать альтернативные средства передвижения и все чаще выбор горожан останавливается на велосипеде. Безусловно, велосипеды имеют свои плюсы: не требует больших затрат на обслуживание, в отличие от автомобиля или мотоцикла; можно объезжать пробки, не только по проезжей части, но и по обочине и тротуарам; ну и конечно езда на велосипеде – это занятие спортом.

Первый велосипед появился в 1817 году в Германии. Изобрел его немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ и запатентовал свое изобретение в 1818 году. С тех пор велосипед стал набирать популярность по всему миру. В наши дни велосипеды используют в трех сферах:

  • В качестве средства передвижения, как недорогая альтернатива другим видам транспорта.
  • Спортивный инвентарь. Велоспортом люди начали заниматься еще с 19 века. Данный вид спорта вполне популярен, к знаменитым соревнованиям можно отнести 1200-километроваю гонку «Париж-Брест-Париж», впервые прошедшую в 1891 году и веломногодневку «Тур де Франс».
  • В качестве развлечения.

На первый взгляд может показаться, что велосипед не самое быстрое средство передвижения, но если взглянуть на рекорды, поставленные на двухколесном транспортном средстве, то становится стыдно за некоторых автомобильных производителей. Так, в 1995 году голландец Фред Ромпельберг на Бонневильской соляной равнине развил скорость до 268,83 км/ч.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации велосипед является «транспортным средством, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём».

Почему велосипеды набирают популярность в нашей стране? Можно попробовать в этом разобраться. Автомобиль – это, безусловно, наиболее комфортное и популярное средство передвижения, но при этом дорогое, ведь помимо того, что машину с начало надо купить, после приобретения также придется тратиться на ремонт, бензин, страховку и налог, а также мириться с пробками и ограниченным количеством парковочных мест. Конечно, наиболее разумной заменой автомобиля выглядит общественный транспорт, но и здесь есть подвох. К примеру, Московские власти неустанно борются с пробками и организуют зоны платных парковок, ужесточают Правила дорожного движения, собираются сделать платным въезд в центр города, параллельно с перечисленными мерами увеличивается стоимость общественного транспорта. В общем, делается все, чтобы граждане пересаживались на велосипеды. Также есть категория граждан, которые за здоровый образ жизни и предпочитают ездить по делам на велосипедах, так сказать совмещают полезное с приятным. Ну и конечно нельзя забывать об экологии. Пожалуй, велосипед наиболее безвредный для экологии транспорт после коня. 

В России, следуя международной тенденции, ведется работа, направленная на увеличение популярности велосипедов как средства передвижения. В городах организуются выделенные полосы для велосипедистов для безопасности.

Также успешно реализуется совместный проект «Банка Москвы», «Сбербанка России» и Департамента транспорта города Москвы под названием «Velobike». Цель проекта городского общественного велопроката – создать альтернативу автомобилю и общественному транспорту, предоставить жителям города и туристам доступный транспорт для кратковременных поездок. Каждый зарегистрированный пользователь может арендовать велосипед на любой станции велопроката, совершить поездку и вернуть велосипед на любую станцию. В 2016 году сеть велопроката составит 300 станций на 2600 велосипедов в Центральном, Северо-Восточном, Западном, Юго-Западном и Южном административных округах города Москвы.

Помимо улучшения условий для велосипедистов, немаловажный фактор – это грамотная пропаганда. Так во всем мире политические деятели собственным примером предлагают своим согражданам пересаживаться на велосипеды. В пример можно привести таких известных людей как мэр Лондона Борис Джонсон, экс президент США Джорж Буш младший, экс президент Франции Николя Саркози, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, мэр Риги Нил Ушаков и многие другие.

Российские парламентарии также не отстают от своих западных коллег. Так, в рамках всероссийской акции «На работу на велосипеде», прошедшей 20 мая депутаты политической партии ЛДПР во главе с лидером партии Владимиром Жириновским приехали в Государственную думу на велосипедах, роликах и самокатах. Подобные акции не единственные. Ежегодно 22 сентября проводится «Всемирный день без автомобиля», в который автомобилистам и мотоциклистам предлагается хотя бы на один день отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств.

По мнению председателя правления «Союза автошкол» Ачкасова Александра Викторовича выбирать между автомобилем и велосипедом должен каждый человек для себя сам, у всего есть свои плюсы и минусы.

«Езда на велосипеде – это безусловно полезно для здоровья, кроме того если найдется много желающих пересесть на велосипеды, то пробок в крупных городах станет меньше, что положительно скажется на экологии. Но выбор должны делать непосредственно граждане, если человеку удобней ездить на автомобиле или метро, на велосипед силком его не посадишь»,- пояснил Александр Ачкасов.

Но нельзя забывать о том, что велосипед – это все-таки транспорт и велосипедист, выезжающий на проезжею часть, становится полноценным участником дорожного движения, а, следовательно, им придется соблюдать определенные правила. Велосипедист, нарушивший Правила дорожного движения, будет привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения», предусматривающей наказание в виде штрафа до 1500 рублей.

«В данный момент ведется большая работа, направленная на популяризацию велосипедов, за счет повышения безопасности передвижения велосипедистов. Организуются выделенные полосы со светофорами для велосипедистов, утверждаются нормативные акты, защищающие права такой категории участников дорожного движения, но я считаю, что самая эффективная мера безопасности – это собственная дисциплинированность, соблюдая Правила дорожного движения, сокращается вероятность дорожно-транспортного происшествия»,- продолжил Александр Ачкасов.  

К сожалению, не редки случаи, когда велосипедисты становятся участниками дорожно-транспортных происшествий, в том числе и по собственной вине. В целях сокращения подобных аварий в Москве на полном серьезе обсуждается возможность введения водительских удостоверений для велосипедистов. Данная идея уже нашла устную поддержку в лице столичного мэра Сергея Собянина. Правда, не понятно как это вообще возможно реализовать. Тяжело представить инспектора ГИБДД, который гонится за ребенком, который посмел сесть за руль велосипеда без прав. Но если серьезно, объяснять правила дорожного движения велосипедистам необходимо и разумно, наверное, это делать в общеобразовательных учреждениях, ведь за руль велосипеда садятся с детства и своевременно доведенная информация сможет спасти много жизней.

Подводя итог, сможет ли велосипед стать полноценной альтернативой другим видам транспорта в России, можно сказать, что все-таки нет. Причин этому несколько. Во-первых, следует учесть климатические условия нашей страны, и если велосипед сможет заменить автомобиль, то лишь на несколько месяцев. Во-вторых, слаборазвитая инфраструктура для велосипедистов, в Москве пытаются создавать условия, но очень медленно, да и столица – это все-таки не вся страна. А без благоприятных условий не много народу согласится выехать, к примеру, на оживленное Варшавское шоссе на велосипеде. В-третьих, россияне, в какой-то степени не готовы к подобным переменам. Из 100 человек опрошенных автолюбителей лишь трое хотели бы поменять средство передвижения. У наших людей просто другие потребности, большая страна, большие расстояния, а на велосипеде на дачу с семьей за 150 километров не поедешь.