Получайте
новости первыми

  • 05 Июня 2016г.
  • «Опасное вождение» обезопасили

Дмитрий Медведев подписал. Премьер-министр России на совещании со своими заместителями сообщил, что подписал постановление об изменении Правил дорожного движения, которым вводится термин «опасное вождение».

«Постановление касается тех, кто неправильно себя ведет на дороге, подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих», – подчеркнул он.

«Мы долго шли к этому юридическому определению. У нас оно не работало, хотя в целом ряде стран подобные формулировки используются. Нужно посмотреть за практикой применения соответствующей нормы Правил дорожного движения, – указал Дмитрий Медведев. – Если потребуется что-то откорректировать, если мы увидим, что что-то срабатывает не так, как нужно, нужно будет предложить поправки в законодательство».

Соответствующие предложения легли на стол главы правительства еще в марте 2016 года, но тогда он отложил их утверждение, попросив провести широкую общественную дискуссию с подключением экспертного сообщества.

«Запрет не должен быть поводом для злоупотреблений в отношении добросовестных водителей. На дорогах происходит разное. Есть совершенно возмутительные случаи, которые становятся достоянием общественности, когда водители ведут себя просто безобразно, создавая угрозу для жизни окружающих. На такие случаи и направлена новая модель «опасного вождения»», – подчеркнул Медведев.

Согласно пояснительной записке к документу, пункт 2.7 ПДД теперь содержит норму, запрещающую водителю опасное вождение. Само понятие прописано довольно громоздко. После многочисленных дискуссий к опасному вождению отнесли: невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствование обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

В свою очередь, курирующий данное направление первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал, что к работе над определением термина «опасное вождение» привлекались эксперты Открытого правительства, а также представители профильных СМИ. Шувалов считает, что, хотя получившаяся формулировка является объемной, она достаточно точная. Первый вице-премьер рассказал, что совместно с министерством внутренних дел в Интернете была создана наглядная библиотека (ролики Вы можете посмотреть в конце статьи), в которой сейчас находятся шесть конкретных примеров того, что является опасным вождением.

«Эта библиотека будет пополняться, мы будем и дальше рассматривать другие дополнения к ней», — сказал Шувалов.

МВД обяжет сотрудников ГИБДД следовать только этим примерам. Чтобы сотрудники Госавтоинспекции могли оштрафовать «опасного» водителя, они должны зафиксировать многократные нарушения, прописанные в постановлении правительства. Штраф за опасное вождение может быть установлен свыше 5 тысяч рублей, сообщил Игорь Шувалов. 

«Предварительно нам говорили о том, что этот штраф должен быть около 5 тысяч рублей, но все дискуссии в последние два месяца говорят о том, что вообще за такие примеры необходимо предусмотреть более высокий штраф», – подчеркнул первый вице-премьер.

В Госдуме уже звучат предложения ввести за это уголовную ответственность, а также лишать прав при повторном нарушении. В правительстве уверены, что понятие самого нарушения сформулировано четко, однако эксперты предрекают сложности с доказательствами виновности лихачей.

Наказывать «нервяков», «торопыг» и прочих «воспитателей» будут с конца осени. До этого времени будет аккумулироваться и анализироваться база данных подобных нарушений. «Торопыги», «нервяки» и «воспитатели» на дорогах — это лишь несколько определений «опасного» вождения, которые сформулировали ведущие автомобильные эксперты. Наглядные видеоролики, в которых продемонстрированы типичные примеры опасного вождения, разместили на сайте «открытого правительства» России. За примерами им ходить далеко не пришлось — на каждую смоделированную в 3D-ситуацию нашлось несколько реальных случаев, попавших в камеры видеорегистраторов. Некоторые из них становились поводами для резонансных публикаций в СМИ. Всего на сайте представлено шесть примеров поведения, которым авторы дали довольно звучные названия: «шашки», «нервяки», «торопыги», «грядки», «воспитатели» и «упертые».

Руководитель программы «Главная дорога» Илья Скрябин, который принял участие в разработке видеобиблиотеки, пояснил, что опасным будет признаваться вождение только в случае допущения повторных нарушений. Он уверяет, что субъективной оценки нарушения быть не может, поскольку сотрудники ГИБДД будут руководствоваться записями с видеокамер.

«Нормы, которые собраны в термине «опасное вождение», — это совокупность нарушений, — говорит Скрябин. — При этом мы попытались быть максимально конкретными».

«Шашки» – многократные перестроения. На первом из примеров показано перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Второй вид агрессивного вождения это так называемые «нервяки» (подрезания при перестроении). В роликах показано, как при перестроении водители не выполняют требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения. «Торопыги» – несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства. «Грядки» – несоблюдение бокового интервала. «Воспитатели» –  необоснованное резкое торможение перед другим транспортным средством. «Упертый» –  препятствование обгону.

Cенатор и экс-глава ГИБДД Владимир Федоров считает, что эксперты и чиновники предложили включить в «опасное вождение» слишком много разных моделей поведения водителя.

«Например, в СССР наказание за опасное вождение уже существовало — норма называлась «создание аварийной обстановки». Там было жестко прописано только два критерия: действия водителя, которые привели к необходимости резкого торможения либо вынудили его резко изменить направление движения. Тогда норма не работала, потому что не было фотовидеофиксации».

Между тем российский правозащитник, журналист, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин полагает, что первое время новый вид санкций для водителей будет работать весьма эффективно, но позже ажиотаж и волна наказаний стихнут.

«Новая мера сначала будет работать на ура, потому что это решение руководителей страны и им нужно продемонстрировать, что наказ выполняется, — считает автоюрист. — Но все нормы, все эти виды наказаний, что показаны на видео, и без того уже указаны в ПДД, а в КоАП предусмотрены штрафы. Это и несоблюдение бокового интервала, несоблюдение дистанции, несоблюдение положения на проезжей части, непредставление преимущества. Все это уже есть, только не работает», – пояснил он.

В свою очередь, автожурналист Игорь Моржаретто пояснил, что доказательством опасной езды должна стать только видеофиксация.

«Сейчас только добавлен пункт в ПДД, никакого штрафа за это нарушение нет, — говорит Моржаретто. – Эта мера направлена на тех, кто бездумно ведет себя на дороге, в том числе пресловутая «золотая молодежь». Прописывать для каждой категории людей свои штрафы и законы смысла нет. У нас уже и сейчас есть наказания для таких водителей, и, если их будет еще больше, это хорошо. Главное, чтобы они применялись не избирательно, а для всех. Что касается возможной уголовной ответственности, то это пока только разговоры. Все это будет обсуждаться уже после того, как заработает закон и будут какие-то результаты. Сейчас есть уголовная ответственность за повторную пьяную езду, против нее никто не возражал, поскольку есть такая категория людей, которых может остановить только уголовное наказание».

В московском «Союзе Автошкол» придерживаются тактики строгого исполнения Правил дорожного движения и всех регулирующих документов.

«Само постановление абсолютно правильное и своевременное, – сказал Председатель Правления Союза автошкол Александр Ачкасов. – Очень хорошо, что привлекли экспертов, было общественное обсуждение. Сейчас очень важно понять и правильно применить санкции и наказания за эти нарушения».

Постановление правительства об опасном вождении вступит в силу 8 июня. Вплоть до осени рабочая группа будет аккумулировать правоприменительную базу, и только после этого соответствующие дополнения могут быть внесены в Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях. Проект постановления правительства РФ опубликован на портале regulation.gov.ru и проходит процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, которые завершат 22 октября 2016 года.