Получайте
новости первыми

  • 03 Октября 2016г.
  • «Союз автошкол» обратил внимание на то, каким вещам не учат выпускников большинство автошкол страны

1_ne_uchat_v_avtoshoolС 1 сентября 2016 года вступил в силу новый административный регламент по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами. Однако и сейчас более 70% выпускников автошкол после получения прав вынуждены брать дополнительные занятия по управлению автомобилем, так как не вполне уверены в своих навыках. По данным исследований, 55% начинающих водителей считают дополнительное обучение необходимым даже после автошколы. В первый год вождения у новичка возникают вопросы, на которые он, зачастую, в автошколе не получал ответы. Интернет пестрит объявлениями о предоставлении услуг начинающим водителям. Услуги эти очень даже востребованы, потому что, пройдя обучение и получив права, новички не чувствуют себя уверенно на дороге.

«Союз автошкол» провел собственное исследование и, основываясь на своём опыте и опыте автошкол, состоящих в союзе, выяснил моменты, ситуации и проблемы, с которыми сталкиваются выпускники автошкол. Мы настоятельно рекомендуем всем автообразовательным организациям России включить их в программу обучения.

На первом месте среди трудностей, с которыми встречаются начинающие водители – парковка и езда задним ходом. Также новичку тяжело справляться с агрессией со стороны других водителей и с собственной невнимательностью. Напуганный и растерянный, он вынужден сталкиваться на дороге с множеством угроз и незапланированных ситуаций. И все это приходится преодолевать в условиях интенсивного движения. Все новички за рулем подвержены неоправданным страхам. Дело тут не в неумении, а скорее в недостатке опыта.

Преподавателям и инструкторам автошкол нужно дать понять водителям-новичкам, что не нужно скрывать свою неопытность или как-то этого стесняться. В автошколе дают лишь минимальное количество знаний, наличие которых считается строгой необходимостью. В том случае, если не имеется средств на частного инструктора, можно попросить знакомого, имеющего достаточный опыт вождения помочь, сидя на переднем пассажирском сидении. Когда начинающий водитель будет чувствовать себя более уверенно, пусть попросит друга пересесть на заднее сиденье и помогать оттуда и постарается представить, что едет в одиночку. Любому начинающему водителю рано или поздно приходится выезжать на оживленную дорогу одному. Поэтому нужно обратить внимание автошкол на те моменты, которые приходят только с опытом вождения автомобиля.

Приведем некоторые из них.

Тонкости левого поворота на перекрестке. Его нужно выполнять из крайнего левого положения. Не нужно поворачивать колеса до начала движения, чтобы не вылететь ненароком на встречную полосу. Во время маневра следует ехать с постоянной скоростью. Включить поворотник нужно заранее, потом еще раз оценить обстановку, только затем – повернуть, пропуская пешеходов и встречные машины.

Как научить определять безопасную дистанцию между автомобилями? Золотое правило дороги – чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. В городе, где скорость ограничена, безопасным считается расстояние в 20 метров, за городом – 40 метров. На светофоре дистанция выдержана правильно, если видны задние колеса стоящей впереди машины. Научите новичка просматривать ситуацию на 2-3 машины вперед.

На скоростях выше 30 километров в час необходимо постоянное наличие двух рук на руле, так как при повреждении колеса водитель физически не удержит автомобиль прямолинейно.

Громкая энергичная музыка в процессе вождения на первых порах окажет лишь негативное воздействие. Расскажите курсантам, что темп музыки непосредственно влияет на стиль вождения.

Также нужно твердо донести до ученика, что такие участники дорожного движения, как пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты обладают повышенной мобильностью, но часто не осознают всех сложностей управления автомобилем. С велосипедистом лучше выдерживать боковое расстояние не меньше метра, а пешеходов – держать в поле зрения, особенно детей. И предупреждать сигналом о своем присутствии.

Очень важно научить новичка экстренному торможению. Перед этим маневром необходимо очень коротко нажать на педаль тормоза, до срабатывания стоп-сигналов, и затем уже экстренно тормозить, чтобы для водителя едущего сзади автомобиля торможение не было неожиданностью.

При совершении первого в жизни самостоятельного обгона начинающие водители всегда испытывают некоторый страх. Нужно объяснить, что для первой практики обгона лучше всего подойдет пустая и широкая дорога. Обгон в условиях ограниченной видимости начинающим водителям практиковать не нужно. Обгонять впередиидущую машину нужно только тогда, когда участок дороги хорошо просматривается, нет спусков и подъемов, нет поблизости загораживающих обзор габаритных машин. Выполняя обгон, нужно включить максимальное ускорение. В том случае, если обгоняют машину новичка, лучше не предпринимать никаких непредсказуемых действий. Нужно стабильно держать одну скорость и не увеличивать ее. Одна из самых распространённых ошибок при обгоне, особенно, на трассе, на высокой скорости – это неправильная оценка дальности встречного транспорта, динамики собственного автомобиля и длины колонны впереди едущих попутно автомобилей. Всё это, вместе взятое, приводит к распространённой ситуации, когда обгоняющему водителю приходится вклиниваться в поток, не успев обогнать целевую группу машин. Фраза «не уверен — не обгоняй» очень хорошо подходит для начинающих водителей.

На трассе также очень важно соблюдать правила перестроения. Следует рассказывать ученикам, что у большегрузных автомобилей очень много «слепых» зон. Всегда перед перестроением за фурой водитель должен убедиться, что дальнобойщик заметил его. Предупредите учеников, что не следует резко тормозить перед фурами и более мелкими грузовичками (например «Газель»). Так как их тормоза рассчитаны на определенный вес автомобиля, а как известно, многие водители фур загружают свои автомобили с перевесом. В этом случае их тормозной путь увеличивается в несколько раз и появляется большая вероятность ДТП.

Приближаясь к подъемам, следует помнить, что встречная машина может на некоторое время ослепить своими фарами. Расскажите ученикам: если навстречу едет авто со слепящими фарами – не надо смотреть на фары встречного автомобиля. Необходимо смотреть на правый край дороги. В этом случае получится избежать ослепления светом фар и водитель сможет остаться в своей полосе и избежит выезда на встречную полосу движения или на обочину.

Обучению управления автомобилем в сложных погодных условиях (дождь, гололед или снег) нужно уделить максимум внимания. Нужно рассказать, что планируя поездку при резком изменении погодных условий желательно протестировать машину на малолюдном участке. Попробовать, как ведут себя тормоза, работают ли фары, стеклоочистители, не заносит ли авто при увеличении скорости. Чем хуже погодные условия, тем меньше должна быть скорость. Если изменение погодных условий застало в пути, то поговорка «тише едешь – дальше будешь» становится очень актуальна.

Остановимся на проблеме подробнее. Вообще, недостаточная видимость понимается как временное положение, вызванное погодой или другими явлениями (туман, дождь, снегопад, метель, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи, слепящее солнце), когда расстояние, на котором рассматриваемый объект возможно отличить от фона, составляет менее 300 метров.

Основная опасность при движении в дождь — ухудшение сцепления колес с дорогой. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми опавшими листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается. Опасен только что начавшийся дождь, в течение получаса, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку. В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения. После прекращения дождя, по мере того как грязь высыхает, она вначале превращается в грязную скользкую пленку, и коэффициент сцепления также уменьшается. Длина тормозного же пути, наоборот, увеличивается.

Отдельное внимание, при практических занятиях, следует уделить гидроскольжению (аквапланированию), которое наблюдается у легковых автомобилей между шинами и дорогой при движении на большой скорости по мокрой дороге. Признаком появления водяного клина является внезапная легкость в управлении рулевым колесом. Бороться с этим явлением можно лишь снижением скорости. В этой ситуации следует применять торможение двигателем и стараться не использовать рабочие тормоза.

Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование. Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов.

Светящее в глаза летнее солнце утомляет зрение и снижает концентрацию внимания, уменьшает обзорность. Вечером, утром и зимой, когда солнце находится низко над горизонтом, свет падает почти параллельно дороге, нагрузка на глаза значительно возрастает. Двигаться против солнца не только тяжело, но иногда и опасно. Во всех этих случаях нужно использовать противосолнечный козырек, восстанавливающий видимость дороги. Не рекомендуется пользоваться темными очками, так как они ограничивают яркость освещенных участков дороги и одновременно снижают видимость мест и предметов, находящихся в тени и из-за этого недостаточно заметных.

Нужно объяснить ученикам, что при недостаточной видимости следует совершать меньше резких движений и делать все плавно. Две главные опасности водителя – усталость и плохая видимость. Что важно учесть начинающему водителю при езде по ночной автомагистрали? Соблюдать скорость с таким расчетом, чтобы тормозной путь входил в зону освещенности фарами; при подозрении на какой-нибудь непонятный предмет в темноте на всякий случай притормозить. Желательно иметь в салоне собеседника или громкое радио; выспаться перед поездкой, отказаться от плотного ужина. При достаточно серьезных признаках усталости следует остановиться и отдохнуть, габаритные огни выключать не надо, а встать желательно не просто на обочине, а свернуть с главной дороги на второстепенную.

Нужно напоминать ученикам о правилах эксплуатации их автомобиля, что необходимо обслуживать его  в срок. С учетом российских реалий, регламент технического обслуживания нужно соблюдать или не делать ТО позже обозначенного пробега. Техническое состояние машины – один из главных моментов в безопасности дорожного движения.

«Союз автошкол» обращает отдельное внимание на то, что при обучении в автошколе никогда не преподаются вопросы юридического характера, которые, так или иначе, связаны с управлением транспортного средства, общением с сотрудниками ДПС. В настоящее время эта проблема находится на обсуждении Экспертного Совета «Союза автошкол» и вскоре будет вынесена на заседание рабочей группы по решению актуальных вопросов профессионального автообразовательного сообщества, которая была сформирована по итогам Круглого стола на тему «Итоги двух лет реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами в России. Влияние текущего уровня обучения начинающих водителей на безопасность дорожного движения». «Союз автошкол» планирует выработать нормы и правила, которые помогут подготовиться к самым сложным ситуациям юридического характера.